- художественно- эстетическое развитие

10.06.2021

«Художественно-эстетическое развитие»

10.06.2021

«Художественно-эстетическое развитие»

Второй год жизни. 2-я группа раннего возраста

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Развивать способность слушать художественный текст и активно (эмо-ционально) реагировать на его содержание.

 

2.    Давать возможность наблюдать за процессом рисования, лепки взросло-го, вызывать к ним интерес, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать изобразительным действиям взрослого, вызывать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок, объемную форму лепки.

 

3.    Поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями.

 

4.    Развивать умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить зву-коподражания и простейшие интонации.

 

5.    Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответ-ствующие словам песни и характеру музыки.


Содержание образовательной деятельности

 

Знакомство детей с художественными произведениями (многократное рас-сказывание, чтение художественных одних и тех же произведений), рассматри-вание плоскостных и объемных иллюстраций , показ тех или иных действий, постоянное включение художественного слова в повседневную жизнь ребенка. Эмоциональная включенность самого воспитателя в процесс чтения или рас-сказывания художественного произведения.

 

Самостоятельное рассматривание книг детьми, узнавание персонажей, озвучивание характерными вокализациями, как кричит животное, издают звук самолет, машина.

 

Ознакомление детей с предметами народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, семеновской матрешкой, городецкой лошадкой-качалкой. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песенок.

 

Экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином. Рисова-ние на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на красоту цве-товых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных дей-ствий.

 

Музыкальное развитие на втором году жизни включает слушание инструмен-тальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым на музыкальных инструментах и пение взрослого. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя. Музыкальная игра зани-мает на музыкальном занятии место эмоциональной кульминации. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название.

 

    Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадра-тик — машина и др.).

 

    Ребенок контролирует зрением; овладевает приемами раскатыва-ния (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин.

 

    Активно реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок не проявляет интереса к изобразительной деятельности.

    Не стремится подражать изобразительным действиям взрослого.

    Не демонстрирует стремление получить какую-либо форму, используя пластилин или глину.

    Испытывает затруднения в совместной со взрослым деятельности (со-творчестве): не проявляет инициативы.

 

    Реагирует не активно на музыку, настороженно двигается под музыку и слушает простые произведения.

 

Третий год жизни. 1-я младшая группа

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

 

2.    Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природ-ных объектов, предметов быта, произведений искусства).

 

3.    Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности

и   самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

 

4.    Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментиро-вание с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координа-цию, моторные характеристики и формообразующие умения.

 

5.    Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные осо-бенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение свя-зывать движение с музыкой.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узна-ют их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки — играть, посуда — используется в процессе еды и приготовления пищи и т. п.).

 

Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т. п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения

 

с   предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов.

 

Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах — иллюстрации — созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слу-шать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом.


Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, на-зывание, выбор по инструкции взрослого.

В  практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования.

 

В  совместной с педагогом деятельности познание об элементах строитель-ных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепле-ния.

 

Освоение способов создания простых изображений: на основе готовых основ — нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков.

 

Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инстру-ментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрос-лого. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу вос-питателя — элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетиче-ской направленности: рисовать, лепить или поиграть с игрушками (народных промыслов).

 

    Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрос-

лым.

    Эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие кон-трастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки.

 

    Узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображе-ния (люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов.

 

    Знает названия некоторых изобразительных материалов и инструмен-тов, понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить.

 

    Самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает простые изображения (головоноги, формы, линии, штрихи), научается ассо-циировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, подсказанны-ми взрослым; называет то, что изобразил.

 

    Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрос-лым деятельности создает простые изображения.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок невнимательно рассматривает игрушки, предметы, иллюстра-ции; пытается рисовать, лепить, апплицировать, но при инициативе взрослого.

 

    Увлекается манипулированием с инструментами, затрудняется ассоции-ровать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами; теряет замысел в процессе выполнения работы.

    Недостаточно хорошо (согласно возрасту) развиты мелкая моторика, координация руки и зрения.

    Ребенок неуверенно выполняет формообразующие движения; наблюда-ется неестественность позы, зажатость (напряженность) руки при деятель-ности.

 

    Различает проявления свойств предметов (только 1—2 цвета, 1—2 фор-мы), выделяет их в знакомых предметах, путает название.

 

    Испытывает затруднения в совместной со взрослым деятельности (со-творчестве): не умеет приглашать взрослого к совместной изобразительной деятельности, не следит за действиями взрослого, не принимает игрового подтекста ситуации.

Четвертый год жизни. 2-я младшая группа

 

Изобразительное искусство

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональ-ный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетиче-скую сторону явлений природы и окружающего мира.

 

2.    Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавли-вать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; при-влечь внимание к некоторым средствам выразительности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.

 

Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняны-ми игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живо-писными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя на-родных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

 

Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яр-кость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Под-держка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Со-вместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов.

 

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

 

2.    Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные спо-собы создания изображения, формы, элементарную композицию.

 

3.    Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобра-зительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.

 

4.    Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображе-ния предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. По-степенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоя-тельному созданию изображения.

 

В   рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм.

 

В   предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки

и   некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по фор-ме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изобра-жении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; пере-давать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми.

Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, чер-ный), соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с ис-пользованием 1, 2 и нескольких цветов.

 

Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и исполь-зовать салфетку; поддерживать свободное движение кисти во время рисова-ния. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.

 

В   аппликации: знакомство со свойствами бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, деко-ративных композиций, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе. Знакомство с воз-можностями использования неизобразительных материалов.

 

Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, на-мазывать его кистью, пользоваться салфеткой.

 

В    лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, кол-баска), их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы.

 

В  конструировании: формировать умения различать, называть и использо-вать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Ис-пользование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горок, гру-зовых машин, домов. Знакомство со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей декора.

 

Желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и совместных со взрослым и детьми композиций в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.

 

    Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыс-лов, игрушки, иллюстрации.

 

    Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.

    Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.

 

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при вос-приятии произведений искусства.

 

    Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать.

    Неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ.

 

Художественная литература

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных

 

и   авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям жи-вотных.

 

2.    Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.

 

3.    Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последова-тельности событий в тексте.

 

4.    Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и расска-зывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и со-бытиям.

 

5.    Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.

 

Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей

 

Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литера-турных произведений, стремление к повторной встрече с книгой.

Восприятие литературного текста

Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. По-нимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. Проявление интереса к иллюстрациям в детской кни-ге. Представление в воображении героев как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.


Творческая деятельность на основе литературного текста Выражение своего отношения к литературному произведению, его ге-

 

роям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчиково-го театров.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.

 

    Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.

 

    Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликает-ся на содержание прочитанного.

 

    Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятель-ности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх,

 

в  играх-драматизациях).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или расска-зывание литературного текста.

 

    Отказывается от разговора по содержанию произведения или однослов-но отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.

 

    Не проявляет удовольствия от восприятия художественного произведе-ния, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрали-зованные игры.

 

Музыка

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную от-зывчивость на музыку.

 

2.    Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумо-выми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музы-кального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

 

3.    Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, гром-ко — тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств вы-разительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бы-вает разная по характеру (веселая — грустная). 



предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементар-ного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вер-бальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.  

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает зна-комые произведения.

 

    Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.

 

    Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их

в  движении.

    Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

    Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-

дителей

 

    Неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в музы-кальной деятельности.

 

    Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.

    Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музы-ки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, про-должает выполнять предыдущие движения.

 

    Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслу-шиваться в пение взрослого.

 

Пятый год жизни. Средняя группа

 

Изобразительное искусство

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать кра-соту окружающих предметов и объектов природы.

 

2.    Активизировать интерес к произведениям народного и профессиональ-ного искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства раз-личных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств вырази-тельности изобразительного искусства.

 

3.    Развивать художественное восприятие, умения последовательно внима-тельно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.

4.    Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в соб-ственной деятельности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Проявление интереса к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным построй-кам, описанию архитектурных объектов в иллюстрациях к сказкам.

 

Развитие умений художественно-эстетического восприятия: последователь-но рассматривать предметы и произведения, узнавать изображенные предметы

 

и  явления; видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привле-кательные предметы, мелкую скульптуру.

 

Представления и опыт восприятия произведений искусства Декоративно-прикладное искусство: знакомство с близкими опыту детей ви-

 

дами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точ-ки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).

 

Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации тек-ста; украшение книги. Ценность книг и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.

 

Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по худо-жественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.

 

Скульптура: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особен-ности ее содержания — отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика

 

и  движение, материал. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.

 

Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения дома — архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используе-мым материалам, внешним конструктивным решениям.

 

Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и гра-фические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ.


Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно-оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.

 

Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллю-страций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявление детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, пред-метам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.

Первое посещение музея. Представления о музее, произведениях искусства

в  музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к по-сещению музея.

 

Развитие продуктивной деятельности

и детского творчества

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности.

2.    Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, кон-структивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и техни-ческих умений, освоение изобразительных техник.

 

3.    Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое на-чало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной дея-тельности.

 

4.    Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и позна-вательные способности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и   инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по собственному желанию.

 

Развитие умений принимать замысел будущей работы, предложенный педа-гогом или поставленной самостоятельно.

 

Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки пред-метов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетический свойств (раз-нообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами.

 

Развитие умений создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типич-ные и некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно-структурные особенности постройки. Освоение детьми обобщенных способов изображения (дугой, на основе овала и т. п.).


Изобразительно-выразительные умения

 

Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять планы (по всему листу, два плана), выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передавать в работах позы, движение, жесты персонажей, некоторые детали, соотносить предметы по величине.

 

Развитие умений в сюжетном изображении передавать пространственные отношения, при рисовании по мотивам сказок передавать признаки сказочно-сти цветовым решением, атрибутами; в декоративном изображении нарядно украшать предметную и геометрическую основу с помощью ритма пятен, гео-метрических элементов узора; в лепке — посредством налепов, узора стекой; соотносить цвет и элементы декора с фоном. Умения создавать несложную композицию из изготовленных предметов.

 

Умения подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; ис-пользовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительно-сти, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, наклады-вать одну краску на другую.

Технические умения

В   рисовании: умения отбирать при напоминании педагога изобразитель-ные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с со-здаваемым образом. Использование правильных формообразующих движений для создания изображения. Умения уверенно проводить линии, полосы, коль-ца, дуги; правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Штриховать; работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки). Аккуратно пользоваться материалами.

 

В  аппликации: освоение доступных способов и приемов вырезания и об-рывной аппликации; из полос и вырезанных форм составлять изображения разных предметов. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно выре-зать и наклеивать детали; умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного образа.

 

В  лепке: умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, сне-га, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом созда-ния изображения. Освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска, прищипывание и т. п.

 

В   конструировании из готовых геометрических фигур: умения анализи-

ровать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять про-стые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчиво-сти, прочности, использования перекрытий. Конструирование из бумаги: осво-ение обобщенных способов складывания различных поделок.



основной форме деталей. Конструирование из природного материала: умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использо-вать для закрепления частей клей, пластилин. Составление простых коллажей из готовых элементов; изготовление несложных сувениров в технике коллажа.  

Расширение и уточнение представлений об изобразительных инструментах (цветные карандаши основных цветов, бумага разного цвета, фактуры, картон, пластические материалы, гуашь, цветные мелки, фломастеры, клей), экспери-ментирование с материалами, сочетание техник и материалов. Интеграция ви-дов деятельности.

 

Использование несложных схем сложения для выполнения работы в лепке, аппликации, конструировании; частичное преобразование постройки, работы в соответствии с условием.

 

Проявление индивидуальных предпочтений в выборе изобразительных материалов, сочетании техник, создаваемых образах. Поощрение детей эсте-тически воспринимать созданную работу. Обыгрывание изображений. Опыт участия в совместном со взрослым и детьми изобразительном творчестве, со-трудничество с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

    Ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельно-

 

стью.

    Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению ху-дожественного произведения по тематике, близкой опыту.

 

    Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.

 

    В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными уме-ниями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах дея-тельности.

 

    Проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению

 

к  тематике изображения, материалам.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок с трудом проявляет эмоциональный отклик на проявление кра-соты в окружающем мире; просто перечисляет свойства рассматриваемого объекта, затрудняется соотнести увиденное с собственным опытом.

 

    Не любит рисовать, лепить, конструировать; создаваемые изображения шаблонны, маловыразительны, схематичны; недостаточно самостоятелен в процессе деятельности.


Художественная литература

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о живот-ных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, ав-торские загадки, веселые детские сказки в стихах).

 

2.    Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к посто-янному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной дея-тельности.

 

3.    Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временнûе и простые причинные связи, называть главные ха-рактеристики героев, несложные мотивы их поступков, оценивать их с пози-ций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осо-знавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.

 

4.    Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и приба-утки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.

 

5.    Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушан-ных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художе-ственной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов деко-раций для театрализованных игр, в игре-драматизации.

 

Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей

 

Получение удовольствия от общения с книгой, стремление к повторной встрече с ней.

Восприятие литературного текста

Освоение умений внимательно слушать и слышать литературное произве-дение, сочувствовать и сопереживать героям произведения, представлять в во-ображении героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, вычленять поступки героев и давать им элементарную оценку, объяснять яв-ные мотивы поступков, с помощью педагога понимать общее настроение про-изведения. Представление о значении использования в художественном тексте некоторых средств языковой и интонационной выразительности рассказчика для выражения отношения к героям и событиям.

 

Творческая деятельность на основе литературного текста Проявление желания запоминать поэтические тексты, пересказывать знако-

 

мые и вновь прочитанные сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без



них другим детям и взрослым, игрушкам. Освоение разных способов выраже-ния своего отношения к литературному произведению, его героям: в рассказе, рисунке, аппликации, лепке; при пересказывании и чтении наизусть текста; в разных видах театрализованной деятельности.  

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок легко включается в процесс восприятия книги, охотно обсуж-дает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступ-ков героев.

 

    Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица.

 

     Охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рас-сказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтиче-ские сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки.

 

    С желанием рисует иллюстрации, активно участвует в театрализован-ных играх, стремится к созданию выразительных образов.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо. Ре-бенок самостоятельно не общается с книгами в книжном уголке, не просит прочитать новое произведение. Более выраженный эмоциональный отклик вызывает только рассматривание иллюстраций.

 

    Отвечая на вопросы о событиях, дает обобщенно-упрощенную харак-теристику герою, затрудняется в установлении мотивов поступков героя, не-чувствителен к красоте литературного языка.

 

    Затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопро-сам или на основе иллюстраций.

 

    Отказывается от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрите-лем, в образно-игровых этюдах создает только простой стереотипный образ героя.

 

Музыка

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения пони-мать и интерпретировать выразительные средства музыки.

 

2.    Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с по-мощью музыки.

3.    Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармо-нический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

4.    Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певче-ские навыки.

 

5.    Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкаль-ных инструментах.

 

6.    Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для созда-ния музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

 

7.    Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкаль-ной деятельностью.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритми-ческих рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали от-ражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Ана-лиз музыкальной формы двух- и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение

 

в  жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дифференцирование: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сен-сорными предэталонами.Хочу такой сайт

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.

 

    Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.

    Владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует по-певки в пределах знакомых интервалов.

 

    Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном раз-

мере.

    Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоя-тельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инстру-ментах, в движении и пении.

 

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок невнимательно слушает музыкальное произведение, не вника-ет в его содержание.

 

    Музыка не вызывает у ребенка соответствующего эмоционального от-клика.

    Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определе-нии характера музыкальных образов и средств их выражения.

    Не интонирует, поет на одном звуке, дыхание поверхностно, звук рез-кий, мелодия искажается.

 

    Не может повторить заданный ритмический рисунок.

    Не проявляет творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отка-зывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.

 

Шестой год жизни. Старшая группа

 

Изобразительное искусство

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Активизировать проявление эстетического отношения к окружающе-му миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явле-ниям).

 

2.    Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный от-клик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оце-нок, суждений.

 

3.    Развивать представления о жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художе-ственной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстети-ческих объектов и произведений искусства.

 

4.    Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира, диф-ференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно восприни-мать их. Развивать художественно-эстетические способности.

 

Умения художественного восприятия: самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделять типичное, обобщенное. Умения различать произведения искусства разных видов, пони-мание специфики разных видов искусства.

 

Представления и опыт восприятия произведений искусства Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одеж-

 

да, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, на-значение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления по-здравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.

 

Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная гра-фика. Назначение иллюстрации — сопровождение текста. Специфика труда художника-иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.

 

Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, авто-портрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.

 

Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: ма-териал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Спе-цифика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.

 

Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедея-тельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красо-ты — прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитек-туры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим простран-ством. Известные архитектурные сооружения региона.

 

Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами вы-разительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изоб-раженному. Умения выделять средства выразительности разных видов искус-ства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение.

 

Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественно-му наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.

 

Посещение музея. Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музе-ев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.

 

Развитие продуктивной деятельности

и детского творчества

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное опре-деление замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, вза-имодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.

 

2.    Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процес-се освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятель-ность, инициативность, индивидуальность, творчество.

 

3.    Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсор-ные и познавательные способности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно от-бирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать вырази-тельный образ и передавать свое отношение.

 

Эо собственной инициативе интегрировать виды деятельности.Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собствен-ных эстетических суждений и оценок.

 

Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умение рисовать контур предмета простым карандашом.

 

Освоение новых, более сложных способов создания изображения. Созда-ние изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отно-шения, передавать их в работе.

Изобразительно-выразительные умения

Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности.

 

Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отно-шения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Уме-ния подбирать фон бумаги и сочетание красок.

 

Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональ-ных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с ре-альными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении ска-зочных образов передавать признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразитель-ности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта; в декоративном изображении создавать на-рядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узо-ров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать пло-ские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы.


Технические умения

 

В   рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).

 

Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, раз-бавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цве-та, регулировать силу нажима на карандаш.

 

Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного на-ложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, моно-типии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

 

В   аппликации: использование разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ, бросового ма-териала. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; раз-нообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи.

 

В    лепке: использование разнообразных и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.

 

В    конструировании из разнообразных геометрических форм, темати-

ческих конструкторов: развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание по-строек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты по-строек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепо-сти, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки. Конструирование из бума-ги: создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем сло-

 

жения. Освоение приемов оригами. Конструирование из природного и бросо-

вого материалов: умения выделять выразительность природных объектов, вы-бирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.

 

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления про-странства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, простран-ства для игр. Освоение несложных способов плоского.


пространственного оформления. Использование разных материалов для созда-ния интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заво-рачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление про-стых игрушек.  

Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообраз-ных собственных игр, в подарок значимым близким людям.

 

Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить резуль-таты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов дея-тельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовы-ражению впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявле-ния прекрасного.

 

    Последовательно анализирует произведение, верно понимает художе-ственный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразитель-ности, высказывает собственные ассоциации.

 

    Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, пред-меты народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.

 

    Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения инте-рьера.

 

    Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкре-тизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.

 

    Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.

 

    Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится

к  качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрос-лым.

 

    Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-

дителей

 

    Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен.

 

    Ребенок неуверенно различает, называет некоторые знакомые произве-дения по видам искусства, предметы народных промыслов.

    Демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточ-но самостоятелен; затрудняется определить тему будущей работы.

    Создает маловыразительные образы; демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения при-митивными однообразными способами.

 

Художественная литература

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшеб-ные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лириче-ские стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).

 

2.    Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмич-ность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка ска-зок и рассказов.

 

3.    Совершенствовать умения художественного восприятия текста в един-стве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

 

4.    Развивать первоначальные представления об особенностях литературы:

о  родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многооб-разии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).

 

5.    Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художе-ственно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумы-вать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами, участвовать в театрализованной деятельности, самовы-ражаясь в процессе создания целостного образа героя.

 

Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей

 

Проявление стремления к постоянному общению с книгой, выражение удо-вольствия при слушании литературных произведений. Проявление избира-тельного отношения к произведениям определенного вида, жанра, тематики, стремление объяснить свой выбор.

Восприятие литературного текста

Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, устанавливать многообразные связи в тексте. 



образных проявлениях (внешний вид, поступки, мотивы поступков, пережи-вания, мысли), стремление дать оценку его поступкам. Понимание настроения произведения, чувствование его эмоционального подтекста. Проявление вни-мания к языку, осознанного отношения к использованию некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, синонимика, эпитет, срав-нение, метафора).

Творческая деятельность на основе литературного текста

Освоение способов передачи результатов восприятия литературных текстов

в   разных видах художественно-речевой (пересказ, сочинение, рассуждение), изобразительной (рисование, аппликация, конструирование, оформление) и театрализованной деятельности. Проявление желания создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Сохранение в пересказах стилистиче-ских и жанровых особенностей произведения, использование в собственных сочинениях приемов, соответствующих особенностям жанра (например: при сочинении сказок — традиционные зачины, концовки, постоянные эпитеты, традиционные сравнения и образные фразеологизмы и пр.). Проявление ак-тивности и самостоятельности в поиске способов выражения образа героя в театрализованной игре.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

    Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой.

 

    Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определен-ной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся.

 

    Знает фамилии 3—4-х писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии.

 

    Способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его эмоциональный подтекст.

 

    Использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов.

 

    Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребе-нок предпочитает общению с книгой другие занятия.

 

    Литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более младшего возраста.

 

    Ребенок не может назвать своих любимых литературных произведений.

    Не знает жанров литературных произведений.

    Пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах худо-жественной деятельности.

    Монотонно и с длительными паузами читает стихи, плохо пересказыва-ет знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в лите-ратурных играх.

 

Музыка

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.   Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.

 

2.    Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых компози-торов.

 

3.    Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

4.    Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средства-ми художественной выразительности.

 

5.    Развивать певческие умения.

6.    Стимулировать освоение умений игрового музицирования.

7.    Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

 

8.    Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятель-ности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римско-го-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементар-ными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, ме-троритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музы-кальной выразительности.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

    У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.

 

    Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.

    Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.

    Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятель-ности.

 

    Активен в театрализации.

    Участвует в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

    Ребенок не активен в музыкальной деятельности.

    Не распознает характер музыки.

    Поет на одном звуке.

    Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и пере-строении с музыкой.

 

    Не принимает участия в театрализации.

    Слабо развиты музыкальные способности.

 

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

 

Изобразительное искусство

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, под-вести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собствен-ных творческих работ.

 

2.    Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения

к   окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образова-тельных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.

 

3.    Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художест-венно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительно-го искусства и художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.

 

4.    Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочте-ний, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирова-ния, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Интерес к проявлениям красоты в окружающем мире, желание задавать во-просы и высказывать собственные предпочтения, рассматривать произведения искусства, привлекательные предметы быта и природные объекты.

 

Представления и опыт восприятия различных произведений изобразитель-ного искусства, разных видов архитектурных объектов: о специфике видов искусства (скульптуры, живописи, графики, архитектуры), используемых изо-бразительных и строительных материалах и инструментах.


Представления и опыт восприятия произведений искусства

 

Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и осо-бенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые осо-бенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.

 

Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики тру-да художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы, иллюстраторы «веселой» книги.

 

Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).

 

Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.

 

Архитектура: особенности и виды архитектуры, материалы, используемые

в   строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и инди-видуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим простран-ством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения Рос-сии и мира. Труд архитектора.

 

Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершен-ствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тема-тике используемых средств выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к по-ниманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства вырази-тельности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.

 

Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным худо-жественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и пред-ставления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов

в   форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной дея-тельности.

Посещение музеев. Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея. Понимание ценности музейного предмета. Стремление соблюдать пра-вила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять ува-жительное отношение к художественному наследию России.

 

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, инди-видуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

 

2.    Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, техниче-ские и изобразительно-выразительные умения.

 

3.    Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и позна-вательные способности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, умение передавать свое отношение.

 

Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и соче-тания выразительных средств, умений разрабатывать образ; предлагать вари-анты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегриро-вать виды деятельности.Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, дорабатывать изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам.

 

Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с на-туры.

Изобразительно-выразительные умения

 

Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок.


Развитие умений анализировать объект ; стремление передавать в соб-ственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных от-ношений. В изображении предметного мира передавать сходство с реаль-ными объектами ; при изображении с натуры — типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов признаки сказочности; в сюжетном изображении изо-бражать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близ-ком, среднем и дальнем планах; в декоративном изображении создавать нарядные стилизированные образы; украшать предметы с помощью орна-ментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и гео-метрические основы; создавать декоративные изображения разными спосо-бами построения композиции; использовать некоторые способы стилизации образов реальных предметов.

Технические умения

Совершенствование моторных характеристик умений.

Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, созда-вать набросок.

 

В   рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Са-мостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графи-ческих техник.

 

В  аппликации: самостоятельное использование разнообразных материа-лов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажур-ного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, по-лучения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобра-зовывать их.

 

В  лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккурат-ные и качественные работы.

 

В  конструировании из разнообразных геометрических форм, тематиче-

ских конструкторов: развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения ар-хитектуры. Применение некоторых правил создания прочных построек; про-ектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному за-мыслу, схемам, моделям, фотографиям. Конструирование из бумаги, природ-ного и бросового материалов: создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения; самостоятельное применение разных способов

 

и   приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов; создание интересных образов в технике оригами.


Освоение и применение способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Умения моделирования и макетирования про-стых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания предмета; создавать разметки по шаблону.

 

Развитие умений работы с тканью, плетение: самостоятельное и качествен-ное изготовление игрушек; безопасное использование ряда инструментов . Со-здание аппликации из ткани, умения наносить контур мелком; подбирать фак-туру, цвет ткани к создаваемому образу.

 

Совместное со взрослым и детьми коллективное изобразительное творче-ство, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в до-стижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному ре-зультату; желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

    Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность

 

в  процессе деятельности; имеет творческие увлечения.

    Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружа-ющем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произве-дения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыс-лов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства.

 

    Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора тех-ник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, про-являет аккуратность и организованность.

 

     Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполне-ния коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.

 

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей

 

    Ребенок не замечает красоту в повседневной жизни; не интересуется искусством.

 

    Рисует, лепит, конструирует более охотно при поддержке взрослого; де-монстрирует невысокий уровень творческой активности.

 

    Показывает относительный уровень технической грамотности, создает изображения примитивными однообразными способами.

 

    Затрудняется в планировании работы.

    Конфликтно участвует в коллективном творчестве.

Художественная литература

 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифферен-циации читательских интересов.

 

2.    Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более слож-ных по содержанию и форме.

 

3.    Совершенствовать умения художественного восприятия текста в един-стве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; раз-вивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности

 

и  их значение), развивать литературную речь.

4.    Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольк-лор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.

 

5.    Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

 

Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей

 

Проявление устойчивого стремления к постоянному общению с книгой, из-бирательности по отношению к произведениям определенного вида, жанра, те-матики. Активное участие в общении по поводу литературных произведений со взрослыми и другими детьми.

Восприятие литературного текста

Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел. Восприятие литературного героя в его разнообразных про-явлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), стремление давать оценку действиям и поступкам героя. Проявление эмоциональной отзывчиво-сти по отношению к содержанию произведения, его смысловому и эмоцио-нальному подтексту, образам героев, художественной форме; эстетической чувствительности к красоте литературной речи, образности художественного языка. Понимание значения некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.).

Творческая деятельность на основе литературного текста

 

Освоение способов выражения своего отношения к произведению, его геро-ям и событиям в разных видах творческой деятельности. Выразительное пере-сказывание вновь прочитанных литературных произведений близко к тексту и от лица литературного героя. 

ний разного характера. Проявление творчества в придумывании своих вари-антов продолжения произведения, сочинении сказки и истории по аналогии с фольклорным и литературным текстами. Понимание необходимости сохране-ния стилистических и жанровых особенностей литературных текстов в про-цессе рассказывания и придумывания.  

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

 

    Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному обще-нию с книгой, желание самому научиться читать.

 

    Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определен-ной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения.

 

    Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нра-вятся.

 

    Знает фамилии 4—5 писателей, отдельные факты их биографии, назы-вает их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.

 

    Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, вы-сказывает свое отношение к героям и идее.

 

    Творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

 

    Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен.

    Ребенок с трудом называет знакомые книги, не может объяснить, чем они ему нравятся.

 

    При восприятии литературного произведения не понимает его содержа-ние, не может понять авторской позиции, нечувствителен к языку.

 

    Невыразительно читает короткие стихи, рассказывает сказки и расска-зы, не может придумать сказку по аналогии, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх.

 

    Пассивен при обсуждении книг, не проявляет инициативы в изобрази-тельной и проектной деятельности на основе литературного текста, в театра-лизованных играх либо является зрителем, либо невыразительно передает образ второстепенного героя.

 

Музыка


 

Задачи образовательной деятельности

 

1.    Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанра-ми, стилями и направлениями в музыке.

2.    Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

3.    Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музы-кальных форм и средств музыкальной выразительности.

 

4.    Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средства-ми художественной выразительности.

 

5.    Развивать умения чистоты интонирования в пении.

6.    Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.

 

7.    Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению тан-цев, игр, оркестровок.

 

8.    Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музы-кальной деятельности.

 

Содержание образовательной деятельности

 

Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение эле-ментарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных ин-струментах, об элементарных музыкальных формах. Различение музыки раз-ных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфони-ческой и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

 

Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.

 

Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечат-лений.

 

Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)

    Развита культура слушательского восприятия.

 

    Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полу-ченными впечатлениями.

 

    Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлени-ях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.

 

    Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятель-ности, на праздниках.

 

    Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интона-ций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.

 

    Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на за-данную тему, участвует в инструментальных импровизациях.


Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

    Ребенок не активен в некоторых видах музыкальной деятельности.

    Не узнает музыку известных композиторов.

    Имеет слабые навыки вокального пения.

    Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и пере-строении с музыкой.

 

    Не принимает активного участия в театрализации.

    Слабо развиты музыкальные способности.

Наверх

-

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».