1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Основные характеристики 1.1.Пояснительная записка __________________________________________3 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы ________________________8 2. Содержание общеразвивающей программы первый год обучения _______10 2.1.Учебный (тематический) план ____________________________________10 2.2. Содержание учебного плана 1-й год обучения______________________ 11 3. Содержание общеразвивающей программы второй год обучения _______18 3.1 Учебный (тематический) план 2-й год обучения ____________________19 3.2. Содержание учебного плана 2-й год обучения______________________ 19 3.3. Планируемые результаты________________________________________26 4. Организационно-педагогических условия ___________________________ 27 4.1. Календарный учебный график ___________________________________ 27 4.2. Условия реализации программы__________________________________ 28 4.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы _______________ 37 5. Список литературы______________________________________________ 42 2 1.Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цвет творчества» (далее Программа) имеет художественную направленность. Программа предназначена для обучения основам изобразительной деятельности, дизайну, направлена на развитие творческого воображения, художественных способностей обучающихся. Современный уровень развития различных техник творчества позволяет вносить коррективы в оформление помещений, как детского сада, так и квартиры, а так же изготовления подарков и малых архитектурных форм. Актуальность Программы Стратегические направления развития воспитания в системе образования предполагают (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 529-ПП): развитие форм включения детей в интеллектуальнопознавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей. Выбор художественной направленности определён: недостаточностью предлагаемых услуг дополнительного образования для детей дошкольного возраста в этом направлении; возрастанием интереса родителей или законных представителей к детскому творчеству; наличием достаточного опыта работы, квалифицированных специалистов, студии для включения детей в художественно-эстетическую деятельность. Художественное творчество является одним из важнейших средств формирования личности ребенка. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости. На занятиях по Программе обучающиеся учатся ценить, любить и уважать художественное наследие своей страны и мировое искусство, что ведет к совершенствованию личности. Изобразительная деятельность имеет большое значение и для умственного воспитания ребенка. В процессе постепенно расширяется и усваивается запас знаний об окружающем мире на основе представлений о разнообразии форм, пространственном расположении предметов, многообразии оттенков цвета. Для того чтобы нарисовать какой — либо предмет, надо предварительно хорошо с 3 ним познакомиться, узнать его характерные особенности. Таким образом в процессе изобразительной деятельность формируются мыслительное операции: анализ, сравнение, обобщение. На занятиях по изобразительной деятельности происходит развитие речи ребенка. Усвоение и называние форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Высказывания при рассматривании народных игрушек, иллюстраций положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Усвоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких качеств личности, как внимание, упорство. У ребенка формируется умение трудиться. Художественное творчество подводит дошкольников к знакомству и овладению простейшими дизайнерскими знаниями и умениями. Дизайн - это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, совершенствует предметное окружение человека, улучшает качество жизни. Профессия дизайнера очень перспективная именно потому, что область ее применения так же безгранична, как и предметная среда. Данная Программа формирует чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей, закладывает основы профессиональной ориентации. Программа знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними. Она дает первые представления о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках. Помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Программа разработана на основании нормативных правовых актов и государственных программных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296); 4 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи« (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); 5. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016г № ВК-641/09; 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. От 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"; 8. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Отличительные особенности программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цвет творчества» разработана с учётом программы «Цвет творчества» Н. В. Дубровской. Реализация Программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитию активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, декоративного рисования, так и для других видов изобразительной деятельности. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: 5 - кляксография, - граттаж, -набрызг, -монотипия, -рисование отпечатком руки, пальцев, - рисование с использованием природного материала, -тампонированием, -техника по-сырому, -рисование по точкам, -примакивание, -витражи из цветной бумаги, - аппликация и коллаж, - мозаика из разных материалов, -декупаж, -поделки из природных материалов, -бумагокручение и бумагопластика, - поделки из бросового материала. Программа делится на 2 модуля: - рисование; - дизайн. На занятиях по Программе дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. В процессе освоения Программы педагог не только сообщает обучающимся теоретические знания по предмету, но и занимает активную позицию в практической деятельности детей, их творческом процессе – от обдумывания темы (эскиз, выполнение работы в материале) до оформления работы и экспозиции на выставке. При выполнении коллективных работ ребята учатся работать вместе: организовывать рабочий процесс, распределять этапы выполнения работы, так выполнять фрагменты работы, чтобы они смотрелись как единое целое с другими такими же частями. В ходе освоения Программы обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с новыми художественными материалами. Все изделия имеют свой дизайн. 6 Программа подразумевает знакомство с основными объектами труда дизайнера. Программа включает: − изучение основ графики, живописи, дизайнерской композиции; −знакомство со свойствами разных материалов и использование их прикладных возможностей на практике; За период обучения, по Программе обучающиеся знакомятся с ключевыми понятиями изобразительной деятельности, её особенностями и видами, создают свои творческие работы. Адресат программы Возраст обучающихся 7-9 лет (начальная школа) – это благоприятный период для художественно-эстетического развития детей, так как в данный период у детей преобладают позитивные эмоции, а также развивается особая чувствительность к культурным и языковым проявлениям, формируется активная личностная позиция и происходят качественные изменения в творческой деятельности. Условия приёма. Набор детей осуществляется перед началом учебного года в августе. В группу реализации Программы принимаются обучающиеся, проявившие интерес к художественному творчеству и искусству дизайна или после собеседования с законными представителями ребёнка. Учитывается как возраст, так и индивидуальные особенности обучающихся. Режим занятий Продолжительность одного занятия- 30 мин (1 академический час). Перерыв между учебными занятиями- 10 минут. Общее количество академических часов в неделю - 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Объём и срок освоения Объём программы- 122 часов (академических часов) Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 61 часа в год 2 год обучения: 61 час в год 7 Особенности организации образовательного процесса Образовательная программа реализуется по средствам модульного принципа представления содержания и учебных планов, включает в себя 2 модуля, формирующих определённые компетенции в ходе освоения: -Рисование; -Дизайн. Обучение происходит в течение 2-х лет. Программа имеет «Стартовый уровень», т.к. предлагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучение Фронтальные занятия проводятся в очной форме с возможностью в случае определённых условий (изоляции детей) использовать дистанционные технологии. Виды занятий Занятия включают в себя теоретический и практический материал, который сопровождается объяснением, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнениями. Практическая часть представлена в виде практического выполнения задания (рисунков), изготовления изделий. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс. Формы проведения итогов реализации программы Формой проведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы является творческий отчёт. 1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы Целью Программы является развитие художественно – творческих способностей детей 7-9 лет в процессе формирования навыков художественного творчества. Универсальность программы – в разработке новой системы ознакомления с художественным творчеством, в основе которой системная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на формирование интереса к 8 эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребёнка в самовыражении через решение следующих задач: Обучающие задачи: −ознакомление обучающихся с основными понятиями художественного творчества; − формирование художественно-образное мышление средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности; − приобретение навыков создания рисунка и изготовления декоративных изделий; −формирование понятия красоты и гармонии цветового богатства действительности; Развивающие задачи: - развитие мотивации в выражении своих эмоций посредством изобразительной деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности; - развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре; - развитие интеллектуально – творческого потенциала личности дошкольника; - развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей; - развитие мелкую моторику рук; Воспитательные задачи: − воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры; − воспитывать композиционную культуру; - воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание; - воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе; - воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку; - воспитывать коммуникативные навыки общения и поведения в социуме и со сверстниками. 9 2. Содержание общеобразовательной программы Учебный план рассчитан на первый год (7-8 лет) обучения и представлен в виде таблицы с разделами по каждому модулю. 2.1. Учебный план № Название раздела Количество часов Формы (практика / теория) аттестации / контроля 1-й год обучения 1 Вводное занятие 1(0,5/0,5) собеседование 2 Цветоведение 2 (2/0) Выставка работ 3 Графика. Калиграфия. 5 (3/2) Выставка работ 4 Декоративно-прикладное 2 (1,5/0,5) Выставка работ искусство 5 Пейзаж 2 (1,5/0,5) Выставка работ 6 Натюрморт 2 (1,5/0,5) Выставка работ 7 Портрет 2 (1,5/0,5) Выставка работ 8 Виды транспорта 3 (2/1) Выставка работ 9 Флора 4 (2,5/1,5) Выставка работ 10 Фауна 5 (3,5/1,5) Выставка работ 11 Архитектура 2 (1/1) Выставка работ 12 Итоговое занятие 1 (0/1) Выставка работ Модуль дизайн 1 Вводное занятие 1(0/1) тестирование 2 Коллаж 2 (1/1) Выставка работ 3 Декупаж 2 (1,5/0,5) Выставка работ 4 Квилинг 3 (2,5/0,5) Выставка работ 5 Объёмные куклы 5 (4,5/0,5) Выставка работ (текстильные) 6 Подвески и браслеты 1 (0,5/0,5) Выставка работ 7 Фигурки из бисера 2 (2/0) Выставка работ 8 Плетение из бумажных 3(2,5/0,5) Выставка работ трубочек «Пейп-Арт» 9 Лепка из солёного теста 3(3/0) Выставка работ 10 Изготовление цветов 3 (2,5/0,5) Выставка работ 11 Изготовление 3(2,5/0,5) Выставка работ поздравительных открыток 13 Итоговое занятие 1 (0/1) Выставка работ Итого 61 (41/20) всего 125 часов 10 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1-й год обучения Модуль рисование 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности. Практика. Выполнение творческого задания «Ощущение цвета» 2. Цветоведение 2.1 Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета Теория. Гармония цвета. Различные сочетания одного и того же цвета. Практика. Упражнения на различие холодных и тёплых цветов. 2.2. Контраст цвета. Светлота и насыщенность. Теория. Использование контраста цвета для выделения главного. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. Практика. Рисование на тему «Закат солнца». 3. Графика 3.1. Техника работы простым карандашом и ластиком Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Работа карандашом. 3.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры и др. Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, гелевыми ручками. Практика. Выполнение творческого задания. Работа фломастерами, маркерами, гелевыми ручками. 3.3. Граттаж – освоение техники. Теория. Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. 3.4. Каллиграфия. Теория. Беседа каллиграфии. Техника работы перьевыми ручками. Практика. Научить использовать перьевую ручку при рисовании и письме. 4. Декоративно-прикладное искусство 11 4.1 Орнамент на полосе. Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент на полосе, используя стилизованную природную форму. Практика. Нарисовать орнамент. Материалы: бумага, краски, кисти (по выбору) 4.2 Роспись плоского предмета урало-сибирской росписью. Практика. Объяснить, как упрощается природная форма, превращаясь в стилизацию: упрощение или добавление декорирования. Подбор орнамента и распределение рисунка на поверхности предмета. 5. Пейзаж 5.1. Виды пейзажей. Композиция. Теория. Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы. Особенности пейзажа. Практика. Выполнение творческого задания. Выполнение рисунка. 5.2. Времена года «Пейзаж» Практика. Образ природы. Учить последовательности выполнения работы. Выполнение творческого задания. 6. Натюрморт 6.1. Виды натюрморта. Композиция «Натюрморт» Теория. Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы. Практика. Учить выполнению творческого задания в выбранной технике. 7. Портрет 7.1. Пропорции головы. Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать портрет. Пропорции и построение лица. Практика. Учить рисовать пропорции лица. Материалы: бумага, карандаши, краски, кисти, чёрногрифельные карандаши, ластики (по выбору). 7.2. Пропорции лица. Особенности лиц сказочных персонажей. Теория. Показать и рассказать, чем отличается сказочный портрет от реального. Пропорции и построение лица. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать лицо сказочного персонажа. Практика. Учить рисовать лицо сказочного персонажа. Показать объём и цвет. Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти, чёрногрифельные карандаши, ластики (по выбору). 12 8. Транспорт. Виды транспорта. 8.1 Наземный транспорт Теория. Показать и рассказать, как рисовать машину, автобус. Практика. Нарисовать машину любой марки, автобус. Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски. 8.2 Воздушный транспорт. Теория. Показать и рассказать об особенностях воздушного транспорта: самолёт, ракета, вертолёт. Практика. Нарисовать самолёт, вертолёт, ракету. Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры. 8.3 Военный транспорт. Теория. Показать и рассказать об особенностях военного транспорта: самолёт, танк, БТР, вертолёт, т.д. Практика. Учить рисовать военную технику. Материалы: карандаш, ластик, бумага, краски, фломастеры. 9. Фауна. 9.1 Звери (2) Теория. Показать и рассказать, как рисовать диких животных по выбору детей. Практика. Учить рисовать животного. Материалы: карандаш, пастель, ластик, бумага, цветные карандаши, акварель. 9.2 Птицы(1) Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать птиц. Практика. Учить рисовать птицу. Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору) 9.3 Насекомые (2) Теория. Показать и рассказать, как рисовать насекомых. Практика. Учить рисовать муравья, стрекозу, бабочку, паука (по выбору). Материалы: карандаш (чёрно-грифельный и цветной), пастель, ластик, бумага. 10. Флора. 10.1 Деревья Теория. Показать и рассказать, последовательность рисования дерева, как показать перспективу (ближний, средний и дальний план на листе). 13 Практика. Нарисовать разные виды деревьев. Материалы: карандаш, ластик, бумага, акварель, гуашь. 10.2 Цветы Теория. Показать и рассказать, как рисовать разные виды цветов. Практика. Нарисовать разные виды цветов. Материалы: карандаш, ластик, бумага, акварель, гуашь. 10.3 Грибы Теория. Показать и рассказать, как рисовать разные виды грибов. Практика. Учить рисовать разные грибы (по выбору). Материалы: карандаш, ластик, бумага, акварель, гуашь. 10.4 Ягоды Теория. Показать и рассказать, как рисовать разные виды ягод. Практика. Учить рисовать разные виды ягод (по выбору). Материалы: карандаш, ластик, бумага, акварель, гуашь. 11. Архитектура 11.1. Деревянное зодчество Теория. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика. Учить последовательности выполнения творческого задания. Выполнение наброска. Работа в цвете. 11.2. Ночной город. Фонарь. Теория. Беседа по композиции. Обсуждение последовательности работы. Практика. Учить последовательности выполнения творческого задания. Выполнение наброска. Работа в цвете. 12. Итоговое занятие Представление выставки «Юный художник» Вручение Дипломов по окончанию курса. Модуль дизайн 1.Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство с видами бумаги, основными инструментами, необходимыми для обработки бумаги и других материалов. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами. Беседа о том, что можно сделать из привычного и хорошо знакомого для оформления помещения. 14 2.Коллаж. 2.1 Домик у моря Н.В. Дубровская «Коллаж» с.22 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения поделки. Практика. Учить подготовке основы, способам вырезания и наклеивания деталей. Оформления при помощи клея ПВА. 2.2 Грибы Н.В. Дубровская «Коллаж» с.18 Практика. Подготовка основы (аппликация), способы вырезания и наклеивания деталей оформления при помощи клея ПВА. 2.3. Пейзаж со снеговиком Н.В. Дубровская «Коллаж» с.26 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения поделки. Практика. Подготовка основы, вырезывание и склеивание деталей. Оформление аппликативными элементами. 2.4 Кот и мыши Н.В. Дубровская «Коллаж» с.27 Практика. Подготовка основы, способ вырезания и изготовления фигурок животных, наклеивания деталей оформления на основу. 3 Декупаж 3.1 Дед Мороз у окна Н.В. Дубровская «Декупаж» с.15 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения техники. Практика. Подготовка основы, способы вырезания и наклеивания деталей оформления при помощи клея для декупажа 3.2 Домик для рукоделия Н.В. Дубровская «Декупаж» с.13 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения поделки. Практика. Подготовка основы, способы вырезания и наклеивания деталей оформления при помощи клея ПВА. 3.3 Весенние мотивы Н.В. Дубровская «Декупаж» с.8 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения поделки. Практика. Подготовка основы, способы вырезания и наклеивания деталей оформления при помощи клея ПВА. 4. Квиллинг 4.1 Составление узора на геометрической основе (круг, прямоугольник) Теория. Объяснение приёмов изготовления деталей квиллинга. Составление из них узоров. Практика. Учить изготавливать разные формы деталей для квиллинга, складывать детали в узор и фиксация их при помощи клея ПВА на основу. 4.2 Декоративный цветок Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» с.12 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения поделки. 15 Практика. Подготовка полосок для квиллинга, способы наклеивания деталей оформления при помощи клея ПВА. 4.3 Букет нарциссов Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» с.6 Практика. Подготовка цветных полосок, составление компазиции и наклеивания деталей. Оформление при помощи клеевого карандаша. 5. Текстильные куклы 5.1 Текстильная кукла Фея розовой мечты О.М.Маслик (5) Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения куклы, использование материалов. Практика. Учить изготавливать тело куклы, одежду. Обучить росписи лица, изготовления волос, подставки для куклы, крыльев. 6 Подвески и браслеты 6.1 Мозаичный цветок Ш.Хааб «Подвески и браслеты» с.24 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения поделки. Практика. Подготовка контура бабочки, украшения крыльев бисером и стразами, формирование композиции, приклеивание при помощи клеевого карандаша и ПВА. 7. Фигурки из бисера 7.1 Обитатели морей Ю. Лындина «Фигурки из бисера» с.44-45 Практика. Учить читать схему плетения, работать с иглой и проволокой, правильно набирать бисер, как начинать и завершать работу. 7.2 Сова Бумба Ю. Лындина «Фигурки из бисера» с. 18-19 Практика. Учить читать схему плетения, работать с иглой и проволокой, правильно набирать бисер, как начинать и завершать работу. 8. Пейп-арт 8.1 Декоративная тарелочка в технике пейп-арт Теория. Объяснение приёмов и технологического порядка выполнения поделки. Практика. Подготовка основы - изготовление трубочек. Составление узора. Наклеивание деталей оформления при помощи клеевого карандаша, клея ПВА. 8.2 Подставка для посуды из бумажных трубочек(2) Теория. Объяснение приёмов и порядка изготовления бумажных трубочек. Практика. Учить изготавливать трубочки и приёмам плетение ими. 16 9. Лепка из солёного теста 9.1 Ёжик И. Хананова «Солёное тесто» с.23 Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с тестом. Практика. Учить работать с солёным тестом используя набор инструментов. Составление из деталей фигурки ёжика. 9.2 Елочка И. Хананова «Солёное тесто» с.98 Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с тестом. Практика. Учить работать с цветным солёным тестом, используя соответствующие инструменты. Изготовление ёлочки. 9.3 Ёлочные игрушки И. Хананова «Солёное тесто»» с.101 Теория. Объяснение приёмов и порядка выполнения ёлочных игрушек. Практика. Учить работать с цветным солёным тестом, используя соответствующие инструменты. Изготовление ёлочных игрушек. 10. Изготовление цветов 10.1 Зантедеския эфиопская И.М.Петрова «Кукольная оранжерея» с.8 Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с материалами. Практика. Познакомить с растением. Учить работать с крепированной бумагой, проволокой, используя набор инструментов. Составление из деталей цветка. 10.2 Горшочек с подснежниками Н.В. Дубровская «Подарки для мамы» с.48 Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с материалами. Практика. Познакомить с последовательностью работы. Учить работать с разными материалами, используя набор инструментов. Составление из деталей композиции. 10.3 Букетик из роз Н.В. Дубровская «Подарки для мамы» с.33 Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с материалами. Практика. Познакомить с последовательностью работы. Учить работать с разными материалами. Составление из деталей композиции. 11. Изготовление поздравительных открыток 11.1 Оформление дневничка. Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с материалами. Практика. Познакомить с последовательностью работы. изготавливать блокнотик. Оформление композиции обложки. 11.2. Изготовление 3-Д открытки Теория. Объяснение приёмов и порядка работы с материалами. Учить 17 Практика. Познакомить с последовательностью работы. Учить работать с разными материалами. Составление из деталей 3-Д композиции. 12. Итоговое занятие Просмотр видеопрезентации «Маленькие дизайнеры» (фото от родителей с работами детей) Представление выставки «Маленькие дизайнеры» Вручение Дипломов по окончанию курса «Маленький дизайнер». 3. Содержание общеобразовательной программы Учебный план рассчитан на первый год (8-9 лет) обучения и представлен в виде таблицы с разделами по каждому модулю. 3.1. Учебный план № Название раздела Количество Формы часов аттестации / (практика / контроля теория) 1 Вводное занятие 1(0,5/0,5) собеседование 2 Цветоведение 3 (1,5/1,5) Выставка работ 3 Графика. Каллиграфия. 5 (3/2) Выставка работ 4 Декоративно - прикладное искусство 3 (2/1) Выставка работ 5 Пейзаж 3 (2/1) Выставка работ 6 Натюрморт 2 (1,5/0,5) Выставка работ 7 Рисование фигуры человека 2 (1,5/0,5) Выставка работ 8 Виды транспорта 3 (2/1) Выставка работ 9 Флора 2 (1,5/0,5) Выставка работ 10 Фауна 4 (3,5/0,5) Выставка работ 11 Архитектура 2 (1,5/0,5) Выставка работ 12 Итоговое занятие 1 (0/1) Выставка работ Всего 31 (21,5/9,5) Модуль дизайн 1 Вводное занятие 1(0/1) тестирование 2 Подвески и браслеты 1(1/0) Выставка работ 3 Коллаж 2 (1,5/0,5) Выставка работ 4 Декупаж 2 (1,5/0,5) Выставка работ 5 Квиллинг 3 (2,5/0,5) Выставка работ 6 Текстильная кукла 4 (3,5/0,5) Выставка работ 7 Изготовление цветов 3 (2,5/0,5) Выставка работ 18 8 9 10 11 12 13 Витражи Пейп-Арт Плетение из бумажных трубочек Пасхальная шкатулка Шкатулка «Батаника» Архитектура Итоговое занятие Всего Итого 2 (1,5/0,5) 2 (1,5/0,5) 4 (3,5/0,5) 1(1/0) 2 (1,5/0,5) 2(1,5/0,5) 1 (0/1) 30(24/6) 61(45,5/15,5) Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ 3.2 Содержание учебного (тематического) плана 2-й год обучения Модуль рисование 1 Вводное занятие Теория. Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности. Практика. Выполнение творческого задания «Ощущение цвета» 2 Цветоведение 2.1 Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета Теория. Гармония цвета. Различные сочетания одного и того же цвета. Практика. Упражнения на различие холодных и тёплых цветов. 2.2.Родственные дополнительные цвета. Теория. Основы цветоведения Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом». Практика. Упражнения. Гармония цвета. Рисование на тему «Дары осени» 2.3. Контраст цвета. Светлота и насыщенность. Теория. Использование контраста цвета для выделения главного. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного Практика. Рисование на тему «Огни цирка» 3 Графика 19 3.1. Техника работы простым карандашом и ластиком Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. 3.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры и др. Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, гелевыми ручками. Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, гелевыми ручками. Акриловыми красками по пластику и стеклу. 3.3. Граттаж – освоение техники. Теория. Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы. Практика. Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. 3.4. Каллиграфия – освоение техники. Теория. Беседа о различных материалах (перьевая ручка, тушь, чернила). Обсуждение темы. Практика. Учить написанию текста разными видами перьев. 3.5. Витраж – освоение техники. Теория. Беседа о технике витража. Практика. Учить нанесению контура рисунка и заливке красками. 4 Декоративно-прикладное искусство 4.1 Батик(2) Теория. Рассказать и показать технологию изготовления батика. Практика. Учить работать с тканью и краской, создавая оригинальный рисунок дорабатывая его с помощью кисти. Материалы: краски, шёлковая ткань. 4.2 Городецкая роспись (разделочная доска). Практика. Учить подбору орнамента и распределение рисунка на поверхности предмета. 5 Пейзаж 5.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция. (2) Теория. Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы. Особенности сказочного пейзажа. 20 Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка «Сказочный пейзаж». 5.2. Времена года «Пейзаж» Практика. Образ природы. Учить последовательности выполнения работы. Эскиз. Работа в выбранной технике. 6 Натюрморт 6.1. Виды натюрморта. Композиция «Натюрморт с предметами»(2) Теория. Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы. Практика. Составление натюрморта. Эскиз. Выполнение рисунка. Учить работать в выбранной технике. 7 Рисование фигуры человека 7.1. Рисование фигуры человека. Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать фигуру человека, зная пропорции и особенности строения детской, женской, мужской фигуры. Практика. Нарисовать детскую, женскую и мужскую фигуру, опираясь на правила построения (по выбору). Материалы: карандаш, ластик, бумага. 7.2. Особенности фигура человека в движении. Практика. Учить передаче движения человека и его «одевание». Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти, чёрногрифельные карандаши, ластики (по выбору). 8 Виды транспорта. 8.1 Специальный транспорт Теория. Показать и рассказать, как рисовать спец.технику. Практика. Учить рисовать машину с опознавательными знаками в определённой ситуации. Материалы: карандаш, ластик, бумага, фломастеры, краски, цветные карандаши. 8.2 Строительный транспорт. Теория. Показать и рассказать об особенностях транспорта используемого на стройке. Практика. Учить рисовать транспорт во время строительных работ. 21 9 Фауна. 9.1 Звери в анимации Теория. Показать и рассказать, как рисовать животных на примере анимационных персонажей. Практика. Учить рисовать животных (по выбору). Материалы: цветные карандаши, пастель, ластик, бумага. 9.2 Сказочные птицы Теория. Показать и рассказать, на примере работ художников, как нарисовать птицу Гамаюн, Птицу-Феникс, Жар-Птицу. Практика. Учить рисовать сказочных птиц усиливая эффект цветовыми решениями. Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору) 9.3 Обитатели моря. Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать обитателей моря. Практика. Нарисовать дельфина, рыбу, медузу. Показать цвет. Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти, гуашь (по выбору) 9.3.Диномир Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать динозавров. Практика. Учить рисовать динозавров разных видов. Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти, гуашь (по выбору) 10 Флора 10.1 Фантазийные деревья Теория. Показать и рассказать, как рисовать необычные деревья. Показать, как передать объём деревьев, используя свет и тень. Практика. Учить рисовать разные виды деревьев. Материалы: карандаш, ластик, бумага, акварель, восковые мелки. 10.2 Фантазийные цветы Теория. Показать и рассказать, как рисовать разные виды цветов. Особенность использования изобразительных материалов. Практика. Учить рисовать разные виды цветов. Материалы: карандаш, ластик, бумага, акварель, гуашь. 11 Архитектура 11.1. Замок 22 Теория. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Работа в цвете. 11.2. Наш город Реж Теория. Беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы. Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. Модуль «Дизайн» 1.Вводное занятие. 1.Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство с видами бумаги, основными инструментами, необходимыми для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами. Беседа о том, что можно сделать с бумажным листом. 2. Подвески и браслеты 6. Браслеты из гранёных пластинок Ш.Хааб «Подвески и браслеты» с.64 Теория. Знакомство с разными видами декоративных материалов, основными инструментами, необходимыми для создания украшения. Инструктаж по технике безопасности при работе с режущими инструментами. Беседа о том, как можно использовать пайетки. Практика. Учить выполнять творческое задание с использованием гранёных пластин, проволоки, бусин. Сборка браслета. 3 Коллаж 9.1 Мужчина с цветами, Дама с веером Н.В. Дубровская «Коллаж» с.20, с.11 Теория. Объяснение работы в технике коллаж. (2) Практика. Учить выполнять работу в определённой последовательности, используя различные материалы. 4. Декупаж 4.1. Подарочная сумочка Н.В.Дубровская «Декупаж» с.30 23 Теория. Объяснение работы в технике декупаж. Практика. Учить выполнять работу в определённой последовательности, используя различные материалы. 4.1. Шкатулка с секретом Н.В.Дубровская «Декупаж» с.11 Практика. Учить выполнять работу в определённой последовательности, используя различные материалы. 5. Квиллинг 5.1. Поздравительная открытка Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой» с.44 Теория. Объяснение работы в технике квиллинга. Практика. Учить выполнять работу в определённой последовательности, комбинировать с листьями в технике бумагопластики, создавая красивую композицию. 5.1. Полевые цветы Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой» с.28 (2) Теория. Объяснение работы в технике квиллинга. Практика. Учить выполнять работу в определённой последовательности, используя различные дополнительные техники. 6.Текстильная кукла 6.1. Пеппилотта или Маленькая балерина Е.Войнатовская «Текстильные куклы на каркасе» (3) Теория. Объяснение этапов работы. Практика. Учить выполнять куклу в определённой последовательности, используя металлический каркас. 7. Изготовление цветов 7.1. Фея цветов Н.В.Дубровская «Подарки для мамы», с.116 Теория. Объяснение этапов работы. Практика. Учить выполнять куклу в определённой последовательности, используя каркас - конус. 7.2. Сирень Н.В.Дубровская «Интегрированная программа..», с.110 (2) Теория. Объяснение этапов работы создания картины. Практика. Учить составлять цветочную композицию в определённой последовательности, используя различные материалы. Научить изготовлению рамки для композиции. 8. Витражи 8.1. Листья Н.В.Дубровская «Витражи», с.9 24 Теория. Знакомство с техникой витража. Объяснение этапов работы. Практика. Учить выполнять витраж. Определить последовательность выполнения, используя гофрированную бумагу. 8.2. Ночной город Н.В.Дубровская «Витражи», с.26 Теория. Объяснение этапов работы. Практика. Подготовка элементов. Составление композиции. Декорирование. 9. Пейп-Арт 9.1. Декорирование вазы (2) Теория. Объяснение технологии. Практика. Учить подготавливать детали для композиции. Фиксация узора с помощью клея с последующим окрашиванием. 10. Плетение из бумажных трубочек 10.1. Корзинка для рукоделия (3) Б. Мейнард «Плетение» с. 47 Теория. Объяснение технологии. Практика. Подготовка оборудования. Учить выполнению приёмов плетения в определённой последовательности. 11. Пасхальное кашпо 11.1 Пасхальное кашпо Каталог 2019 Весенние идеи с.3-7 Практика. Учить подготавливать детали для композиции. Сборка кашпо. 12.Изготовление шкатулки 12.1 Шкатулка «Ботаника» Каталог 2019 Весенние идеи с.9-12 Практика. Учить изготавливать корпус шкатулки и декорировать её с помощью фоамирана и декоративной бумаги. 13. Архитектура 13.1 Деревянное зодчество Теория Знакомство и разнообразием архитектуры деревянных построек Руси. Практика. Учить создавать «строительный материал» из бумаги для постройки сооружений. Выбор и проектирование здания. Его изготовление. 14. Итоговое Презентация выставки детского творчества. 25 3.3 Планируемые результаты По окончании обучения по программе планируется получить следующие результаты: Метапредметные: • обучающиеся ознакомлены с основными понятиями художественного творчества (знают название материалов и инструментов, их назначение); • у обучающихся сформировано художественно-образное мышление средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности; • у обучающихся приобретены навыки создания рисунка и изготовления декоративных изделий (пропорции предметов, человека, строения животных и птиц; принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции); • у обучающихся сформировано понятие красоты и гармонии цветового богатства действительности (основы рисунка и цветоведения, композиционные и колористические особенности); • правила техники безопасности при работе с различными материалами; Предметные результаты – у обучающихся должны развиться: - мотивации в выражении своих эмоций посредством изобразительной деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности; -чувственно-эмоциональное отношение к действительности, художественной культуре; -интеллектуально – творческий потенциал личности дошкольника (применение практических навыков и приёмов для создания рисунка и изготовления декорирования изделий); - цветовое зрение, художественно-образная память, воображение и фантазия, творческая активность, художественные способности (правильное сочетание цвета, определение теплого и холодного, темного и светлого цвета и их оттенков; выбор и использование художественных материалов для выражения своего замысла); - мелкая моторика рук (правильное держание кисточки, карандаша, выполнение ими формообразующих движений; работа в некоторых графических и живописных техниках; соблюдение пропорций при изображении человека и животных); 26 Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и формированию активной творческой личности. У обучающихся воспитаны: - эмоциональная отзывчивость на явления художественной культуры; - композиционная культура; - выдержка, волевое усилие, способность быстро переключать внимание; - аккуратность и трудолюбие в работе; - уверенность в себе, формирование адекватной самооценки; - коммуникативные навыки общения и поведения в социуме и со сверстниками. 4. Организационно-педагогические условия 4.1. Календарный учебный график на 2024-2025учебный год Календарный учебный график представлен в таблице и включает в себя количество учебных недель, дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов. Первый год обучения № Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 32 2 Количество учебных дней 63 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 63 5 Недель в 1 полугодии 17 6 Недель во 2 полугодии 15 7 Начало занятий 16 сентября 8 Каникулы 31 декабря07 января 9 Выходные дни 4 ноября 23 февраля 8 марта 1 мая 9 мая 10 Окончание учебного года 30 мая № Второй год обучения Основные характеристики образовательного 27 1 2 3 4 5 6 7 8 процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 31 61 2 61 17 15 8 сентября 31 декабря07 января 4 ноября 23 февраля 8 марта 1 мая 9 мая 29 мая 4.2 Условия реализации программы Предлагаемая программа реалистична, т.к. соблюдены все необходимые условия ее реализации. Для занятий имеется изостудия (просторное, светлое помещение), которая оснащена комплектом учебного оборудования, согласно требованиям образовательной программы: столы детские передвижные, мольберты, оборудованное место для анализа детских работ, настенная доска, условия для мытья посуды и оборудования, стенд для выставки. Учебное помещение соответствует требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Сан ПиН 2.4.3648-20) и др. Материально - техническое обеспечение Программы Технические средства обучения: ; магнитно-маркерная доска Мебель: Столы 6 шт. 28 Стулья 14 шт. Стилажи 3 шт. Мольберты 4 шт. Мольберты настольные 7 шт. Коврограф Воскобовича 2 шт. Детская мебель: диван, 2 кресла Изобразительные материалы: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 0 31 32 название альбом цветная бумага бумага для принтера 2-х сторонняя цветная 250стр. пастель художественная цветной картон краска гуашь 9 цв. кисть нейлон №4 кисть плоская щетина№10 механич. точилка степлер дырокол ножницы цвет. Карандаши (12) карандаш графитный фломастеры 12 фломастеры 18 гуашь белила 500мл гуашь алая гуашь голубая гуашь голубая тёмная гуашь светла жёлтая гуашь зелёная светлая гуашь зелёная тёмная гуашь красная гуашь оранжевая светлая гуашь охра гуашь рубиновая гуашь синяя светлая гуашь фиолетово-красная гуашь чёрная гуашь золотистая гуашь коричневая гуашь лимонная количество 30 10 1 10 10 1 20 20 1 1 1 1 20 24 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 гуашь серебристая гуашь белила титановые гуашь фиолетовая гуашь ультрамарин гуашь темно-жёлтая гуашь охра золотая гуашь изумрудная гуашь зелёная папка для рисования А-3 (20л) Ватман Ластик Маркеры для доски (набор) Планка магнитная 20 см. Планка магнитная 30 см. Фартуки + нарукавники Синие Кисть плоская синтетика №6 кисть веерная краски акварельные (14 цв) Эбру белый Эбру бирюзовый Эбру золотой Эбру зелёная Эбру красная Эбру лиловая Эбру оливковый Эбру розовая Эбру синяя Эбру фиолетовая Фоамиран (разного цвета) Краска пальчиковая (6 цв) краска витраж. Стекло + керамика контур краска по ткани пастель масленная загуститель для Эбру тесьма салфетки для декупажа дыроколы фигурные Пайетки Файлы А-4 Клеевой карандаш Ножницы Фольга Кисти 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 л 10 1 10 10 20 10 2 набора 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 1 1 10 1 2 5 2 5 50 шт 2 15 1 15 30 76 77 78 папки для детских работ Пластиковая прозрачная обложка Гофрированная бумага разного цвета 15 1 Кадровое обеспечение: Согласно Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определены требования к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования» это - высшее образование либо среднее профессиональное образование при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Методическое обеспечение Программы В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся. На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов. Методические материалы № Название раздела, темы 1 Вводное занятие МатериальноФормы, методы, Формы техническое приёмы обучения. учебного оснащение, Педагогические занятия дидактикотехнологии методический материал Модуль рисование видеопрезентация беседа, дидактические фронтальн альбомы по видам игры. ая искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура), альбом 31 2 Цветоведение 3 Графика Калиграфия 4 Декоративноприкладное искусство 5 Пейзаж по народному декоративноприкладному искусству, предметы ДПИ, дидактические игры плакаты «Холодные и тёплые цвета», наборы гуашевой краски, кисти плоские №10, плотная бумага, непроливайки простые и цветные карандаши, тушь, перьевая ручка,пастель, фломастеры, гелиевые ручки, витражные краски, разные виды бумаги. Образцы графических работ художников видеопрезентация по теме, альбомы с разными видами росписей, изобразительные материалы на выбор детей. Бумага разного формата. Дидактические игры по росписям видеопрезентация по теме, альбомы с разными видами пейзажей, портреты художников, акварель, бумага А4, практическое занятие наглядные методы, показ фронтальн ая практическое занятие, фронтальн наглядные методы, ая показ техники рисования графическими материалами приемы: словесный, наглядный, практический, изменения формы, объемных и цветовых отношений, ассоциации, эмоций «Технология эмоционального настроя» приемы: словесный, на-глядный, игровой, прак-тический, рассматривание картин, моделирование фронтальн ая фронтальн ая, дифференц ированная 32 дидактические игры по теме. 6 Натюрморт видеопрезентация по теме, Д/игра «Собери натюрморт», альбомы с разными видами натюрмортов, изобразительные материалы повыбору детей, листы А4 7 Портрет 8 Виды транспорта 9 Флора видеопрезентация по теме, д/игра «Сложи портрет», альбомы с разными видами портретов, изобразительные материалы по выбору детей, листы А4 презентация по теме, д/игра «Какой вид транспорта», альбомы с разными видами транспорта, изобразительные материалы по выбору детей, листы А4 презентация по теме, д/игра, альбомы с алгоритмами рисования растений и деревьев, изобразительные материалы по выбору схемами, образец личностного отношения; методы: творческий и индивидуальный подход приемы: словесный, на-глядный, игровой, рассматривание картин, моделирование схемами; методы: творческий и индивидуальный подход приемы: словесный, на-глядный, рассматривание картин; методы: творческий подход. фронтальн ая фронтальн ая приемы: словесный, фронтальн на-глядный, игровой, ая прак-тический; методы: творческий и индивидуальный подход приемы: наглядный, фронтальн практический, ая рассматривание картин, моделирование схемами; методы: творческий и 33 детей, листы А4 10 Фауна 11 Архитектура 12 Итоговое занятие 1 Вводное занятие 2 Коллаж индивидуальный подход приёмы: рассматривание, использование алгоритмов, схем (Шайдурова И.А., Лыкова Н.В.) индивидуальный подход, наглядность, наблюдение, рассматривание картин, моделирование схемами, творческие задания, д/ игры Экскурсия презентация по теме, д/игра, альбомы с алгоритмами рисования животных, изобразительные материалы, листы А4 презентация по теме, д/игра, альбомы с алгоритмами рисования, архитектурных объектов, изобразительные материалы, листы А4 Выставка рисунков Модуль дизайн видеопрезентация беседа, дидактические альбомы по разным игры. видам творческих работ, альбом по народному декоративноприкладному искусству, готовые образцы экспонатов дизайна, дидактические игры НаглядноФорма-совместная методическое пособие деятельность «Коллаж» Дубровской взрослого и ребёнка, Н.В. коллективная работа. Материалы: приёмы: журнальные, газетные рассматривание, и фотографические показ, интеграция, вырезки, живые, выполнение засушенные и творческих заданий; фронтальн ая фронтальн ая выставка фронтальн ая фронтальн ая 34 3 4 5 6 искусственные цветы, бытовые материалы. Декупаж Нагляднометодическое пособие «Декупаж» Дубровской Н.В. Материалы: многослойные салфетки, клей, ножницы, кисти, карандаши, скотч, лак, дополнительные материалы. Квилинг Методический материал «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» Материалы: ножницы, булька, кусок линолеума,зубочистка , бумага разной плотности, клей, скотч, шаблоны. Объёмные куклы Нагляднотекстильные методическое пособие «текстильные куклы на каркасе» Е.Войнатовская Материалы: ткань синтепон, пастель, трикотажное плотно, клей, ножницы, декоративные детали. Подвески и Пособие «Подвески браслеты и браслеты» Ш. Хааб Материалы: пластиковые техника коллаж, техника аппликации Техника-декупаж, декорирования. Форма-совместная деятельность взрослого и ребёнка; приёмы: рассматривание, показ, интеграция, выполнение творческих заданий; Техника корейской подгруппо миниатюры: -вые бумагокручение, занятия бумагопластика. Методы: синхронная работа, индивидуальный подход, наглядность, творческие задания. приёмы: фронтальн рассматривание, ая показ, интеграция, выполнение творческих заданий; метод «Творческого замысла» Технология мозаики с фронтальн разными основами ая (стеклянные камушки, пайетки). 35 прозрачные листы, шаблон, несмываемые маркеры, «блестяшки», клей, зубочистки. 7 Фигурки бисера 8 Пейп-Арт Плетение бумажных трубочек 9 10 из Нагляднометодическое пособие «Фигурки из бисера» Ю. Лындина Материалы: бисер, проволока для плетения, кусачки Пособие «Плетение» из Б. Мейнард Материалы: бумага для газет, клей. Материалы для ПейпАрт:салфетки бумажные, клей ПВА, салфетки тканевые, основа для выкладывания рисунка. Лепка из Наглядносолёного теста методическое пособие «Солёное тесто» Материалы: тесто, пищевые красители, молдинги и оттиски. Изготовление цветов Нагляднометодическое пособие Форма занятиясовместная деятельность взрослого и ребёнка. Методы: словесные, показ. Форма занятия совместная деятельность взрослого и ребёнка. приёмы: рассматривание, показ, интеграция, выполнение творческих заданий; метод «Творческого замысла» Форма занятия совместная деятельность взрослого и ребёнка. приёмы: рассматривание, показ, интеграция, выполнение творческих заданий; метод «Творческого замысла» совместная деятельность взрослого и ребёнка. приёмы: рассматривание, показ, интеграция, выполнение творческих заданий; совместная деятельность фронтальн ая фронтальн ая фронтальн ая фронтальн ая 36 11 Изготовление поздравительных открыток 12 Итоговое занятие «Аппликация из гофрированной бумаги» Дубровской Н.В. Материалы: гофрированная бумага, клей, декоративные материалы. Учебно-методическое пособие Н.В. Шайдурова «Учимся делать открытки» Материалы: цветная бумага, ножницы и клей. взрослого и ребёнка. приёмы: рассматривание, показ, интеграция, выполнение творческих заданий. Техника аппликации фронтальн Методы и приёмы: ая индивидуальный подход, наглядность, наблюдение, творческие задания Оформление выставки выставка детских работ 3.3.Формы аттестации В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый. Входной контроль Форма: Практическая работа Тема: «Дорисуй по шаблону» Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение. Оборудование: Чистый лист. Шаблоны (контурное изображение частей предметовствол с одной веткой, голова с двумя ушами, простые геометрические фигуры - треугольники, круг, квадрат и т.д.; простой карандаш, цветные карандаши, акварель (по желанию). Содержание контроля: Ребѐнку необходимо обвести шаблон и дорисовать каждую фигуру так, чтобы получился образ того или иного объекта. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых 37 разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из пяти типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своѐ (свободное фантазирование). 1 тип – ребѐнок дорисовывает фигуру на листе так, что получается изображение отдельного объекта, изображение контурное как шаблон, лишѐнное деталей; 2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями; 3 тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку и т.п); 4 тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например: девочка гуляет с собакой, держит шарик и т.д.); 5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребѐнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей: Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 0, 1 и 2 типу решения задач на воображение; Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение; Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение. Текущий контроль. Цель: Определение уровня знаний. 1.Какие цвета называют теплыми? А) красный, фиолетовый, желтый Б) оранжевый, розовый, синий В) желтый, красный, оранжевый 4. Какие цвета называют холодными? А) зеленый, фиолетовый, розовый Б) синий, голубой, зеленый В) фиолетовый, красный, оранжевый 38 5. Какие цвета невозможно получить путем смешивания других? А) зеленый, красный, желтый Б) синий, красный, желтый В) желтый, синий, зеленый 6. Небольшая тонкая и лѐгкая пластинка, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это … А) стека Б) панно В) палитра 7. Жанр, в котором главный герой – природа. а) натюрморт б) пейзаж в) портрет За каждый правильный ответ – 1 балл. 7 ‒ высокий уровень 6-5 – средний уровень Менее 4 ‒ низкий уровень Промежуточный контроль за 1-е полугодие Форма: Практическая работа Тема: «Нарисуй из геометрических фигур». Цель: Определить уровень усвоения пройденного материала по темам, изучение оригинальности решения задач на воображение. Оборудование: Листок с нарисованными простыми геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, акварель (по желанию). Содержание контроля: Ребѐнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из пяти типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своѐ (свободное фантазирование). 39 1 тип – ребѐнок дорисовывает фигуру на листе так, что получается изображение отдельного объекта лишѐнное деталей; 2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями; 3 тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку или в движении и т.п); 4 тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: девочка гуляет с собакой, держит шарик, поливает цветы и т.д.); 5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребѐнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей: Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 0, 1 и 2 типу решения задач на воображение; Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение; Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение. Итоговая аттестация Форма: Практическая работа Тема: «Нарисуй сам». Цель: Определить уровень знаний, умений, навыков полученных за год, изучение оригинальности решения задач на воображение. Оборудование: Лист А 4, цветные карандаши, акварель (по желанию). Содержание контроля: Ребѐнку необходимо нарисовать красивую картину, обобщая пройденное в том году. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых фигуры превращались в один и тот же образ (например: собачка и щенок, кошка с котенком). Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из пяти типов решения задачи на воображение. 40 Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок не принимает задачу на воображение. Он не рисует ни чего нового, а рисует то, что изучил в течение года (только собачку, только кошку и т.п.) 1 тип – ребѐнок рисует на листе так, что получается изображение отдельного объекта лишѐнное деталей (нет неба, солнца, травы и т.п.) 2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями; 3 тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто собака, а собака в будке охраняет дом); 4 тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (н-р: собака и кошка играют вместе, собака посѐт на лугу корову и т.д.); 5 тип – Задание выполняется качественно по-новому. Если в 1-4 типах учащийся изображает только то, что изучил, то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (например: гуляет семья, а вокруг них бегает собака, гуляет лошадь, на заборе сидит кошка). Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей: Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 0, 1 и 2 типу решения задач на воображение; Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение; Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение. 5. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). /Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г. 41 4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г. 5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 30.03.2022г. № 678-р) 6. Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2. 4 3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» 7. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18. 11 2015г. «О направлении информации» (вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Письмо Минобрнауки России №ВК -641/09 от 29.03.2016г. «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). Список литературы для преподавателя: 1. Дубровская Н.В Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. 2. Дубровская Н.В Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. 3. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Осень. Старшая группа: Нагляднометодическое пособие для практических работников ДОУ и родителей - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2020. 4. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Зима. Старшая группа: Наглядно- 42 методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2020. 5. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Весна. Старшая группа: Нагляднометодическое пособие для практических работников ДОУ и родителей - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2020. 6. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Осень. Подготовительная группа: Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2020. 7. Пищикова Н.Г.Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2-.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. 8. Пищикова Н.Г.Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2-.М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. 9. Давыдова Г.Н. Детский дизайн-2. Поделки из бросового материала.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. 10. Леонова Н.Н. Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам. наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. 11. Дубровская Н.В.Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. «Природа». Вводные занятия: Учебно-методическое пособие для воспитателей. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006. 12. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством. Русская матрёшка: Учебно-методическое пособие.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. 13. Горяева Н.А. Маленький художник: Пособие для работы с детьми 5-6 лет.- М.: Просвещение, 2011г. 14. Румянцева Е.А. Весёлые уроки рисования.- М.: Айрис-пресс, 2014. 15. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2013. 16. Баймашова В.А.Как научить рисовать - 2. Цветы, ягоды, насекомые М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2011. 17. Лыкова Е.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа, (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. 18. Лыкова Е.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа, (Образовательная область «Художественно43 эстетическое развитие»): Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. 19. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019. 20. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2021. 21. Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Список литературы для детей (обучающихся): 1. Дубровская Н.В. Лес: Рабочая тетрадь по цветоведению для детей 5-6 лет.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. 2. Дубровская Н.В. Краски палитры: Рабочая тетрадь по цветоведению для детей 6-7 лет.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006. 3. Дубровская Н.В. Рисунки спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. 4. Дубровская Н.В. Краски палитры: Рабочая тетрадь по цветоведению для детей 5-6 лет.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. Шалаева Г.П. Учимся рисовать. М: Издательство АСТ: СЛОВО, 2017. 5.Шайдурова Н.В. Рисуем рыб. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019. 6. Шайдурова Н.В. Рисуем транспорт по алгоритмическим схемам. (5-7 лет) - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017. 7. Шайдурова Н.В. Рисуем здания по алгоритмическим схемам. (5-7 лет) СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017. 8. Цой-Гергерт В. Художественная мастерская. Рисуем природу.- СПб.: Питер 2016. 9. Черепкова Н.А. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017. 10. Бойренмастер К. Рисуем животных России. – М.: Хоббитека, 2017. 11. Бойренмастер К. Рисуем зоопарк. – М.: Хоббитека, 2017. 12. Бойренмастер К. Рисуем диких животных. – М.: Хоббитека, 2017. 13. Бойренмастер К. Рисуем домашних животных. – М.: Хоббитека, 2017. 44 14. Шайдурова Н.В. Рисуем человека. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2021. 15. Давыдова Г.Н.Рисуем транспорт.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. 16 Дубровская Н.В. День Победы. Поделки своими руками. - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018. 17. Дубровская Н.В. Игрушки из ладошки. Аппликация: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. Список литературы для родителей: 1. Дубровская Н.В. Мозаика. Наглядно-методическое пособие.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. 2. Дубровская Н.В. Подарки для мамы. Поделки к Дню рождения, 8 марта, Дню матери- Серия «Праздник». - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. 3. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 4. Дубровская Н.В. Витражи из цветной бумаги. Наглядно-методическое пособие.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. 5. Дубровская Н.В. Декупаж - оригинальные подарки своими руками.- М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. 6. Дубровская Н.В. Поделки из природных материалов.- М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. 7. Кол М.-Э., Поттер ДЖ. Наука через искусство. Пер. с англ. В.А. Басько. - МН.: ООО «Попурри», 2005. 8. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. 9. Дубровская Н.В. Коллаж. Наглядно-методическое пособие.- СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. 45