15.06.2021
15.06.2021
СПОСОБЫ И
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Детская инициатива проявляется в свободной
самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность
играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии
с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей
протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут
осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные
сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические
игры;
— музыкальные игры и
импровизации;
— речевые игры, игры с
буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная
деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная
изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
— самостоятельные опыты и
эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и
самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать
активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний
и умений;
— создавать
разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к ак-тивному применению
знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятель-но; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сооб-разительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять
детскую инициа-тиву;
— тренировать волю
детей, поддерживать желание преодолевать трудно-сти, доводить начатое дело до
конца;
— ориентировать дошкольников
на получение хорошего результата;
— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляю-щих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не
завер-шать работу;
— дозировать
помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребе-нок действовал раньше,
но его сдерживает новизна обстановки, достаточно про-сто намекнуть,
посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от
успешных самостоя-тельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ре-бенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2-я младшая
группа
В
младшем дошкольном возрасте начинает
активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют много-численные вопросы, которые задают дети. Воспитатель
поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к
наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует
проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную
активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих
проблем.
Воспитатель
показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного,
угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малы-шам увидеть в мимике и жестах
проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером
воспитатель поддерживает стремление
к положительным поступкам,
способствует становлению положительной са-мооценки, которой ребенок начинает
дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не
наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее
условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется
так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в
твор-честве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровиза-ции
и т. п.).
Средняя
группа
Ребенок
пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые
возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Развитию самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы
разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа,
сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей
проблемными практическими и познавательными ситуациями,
в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; ото-брать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» про-является в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «За-чем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В
свободной
деятельности дети по желанию выбирают интересные за-нятия в организованных в
группе центрах активности. Это — центры игры, театрализации, искусства, науки,
строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в
свободной детской деятельности воспита-тель создает различные ситуации,
побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное
решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах
данного пособия). По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними
задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети
испытывают большое удовле-творение, когда им удается выполнить без помощи
взрослого действия, кото-рые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие
победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей
средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональ-ной сферы:
чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра-достное чувство от
общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии,
привязанности. Поддерживая их, воспитатель спе-циально создает ситуации, в
которых дошкольники приобретают опыт друже-ского общения, внимания к
окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления
внимания к старшим, заботы о живот-ных, бережного отношения к вещам и игрушкам:
«Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы —
помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость
детей, направля-ет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей
детей — в игре, в изобразительной, музыкальной,
театрально-исполнительской деятель-ности. Внимательное, заботливое отношение
воспитателя к детям, умение под-держать их познавательную активность и развить
самостоятельность, органи-зация разнообразной деятельности составляют основу
правильного воспита-ния и полноценного развития детей в средней группе детского
сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры,
а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно
меняющимся (смена части игр — примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны
быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возмож-ность
ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться
дальше.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Посте-пенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанав-ливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и ис-правлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, мо-дели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в
свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости
дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу,
активность для самостоятельного ре-шения возникшей задачи.
Старшая и
подготовительная группы
Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в са-моутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает
условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он
постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои зна-ния и
умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю,
поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до кон-ца,
нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при
первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к
са-мостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта по-мощь должна
быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопро-сы, активизировать
имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям
возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск
нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и
творчество, показывать детям рост их до-стижений, вызывать у них чувство
радости и гордости от успешных самостоя-тельных, инициативных действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают слож-ности в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся ме-нее понятными для окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, ма-нерничает, кого-то изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи связывают это с прояв-лением кризиса семи лет.
Появление
подобных особенностей в поведении должно стать для близких взрослых сигналом к перемене
стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с бîльшим вниманием,
уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности.
Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро
переживают, если взрослый выражает сомне-ние в их самостоятельности,
ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления,
вселять уверенность в своих силах.
Развитию
самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:
поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача
развития данных умений ставится воспитателем в раз-ных видах деятельности. При
этом воспитатель использует средства, помога-ющие дошкольникам планомерно и
самостоятельно осуществлять свой замы-сел: опорные схемы, наглядные модели,
пооперационные карты.
Высшей формой
самостоятельности детей является творчество. Задача вос-питателя — развивать
интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в
игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном
труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни
старших дошкольников в детском саду. Именно в увле-кательной творческой
деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения
замысла, способов и формы его воплощения.
Старшие
дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поста-вить спектакль по
мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и
записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку
и иллюстрации. Такие самодельные книги становят-ся предметом любви и гордости
детей. Вместе с воспитателем они перечитыва-ют свои сочинения, обсуждают их,
придумывают новые продолжения историй.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломан-ные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети ис-пытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подоб-ные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с увлекательными задания-ми, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуж-дать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника
новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые
интерес-ные и сложные вопросы. В трудных случаях воспитатель специально
обраща-ется к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо
иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошколь-ников и
пробуждает в них стремление к овладению чтением.