- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

15.06.2021

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям

15.06.2021

ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ,

 

МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

При реализации образовательной программы «Детство» педагог:

 

— продумывает содержание и организацию совместного образа жизни де-тей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;

 

— определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и вни-мание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

 

— соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;


— осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Пос-мотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;

 

— сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;

 

— ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практи-ческий и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;

 

— создает развивающую предметно-пространственную среду;

— наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаи-моотношения детей;

 

— сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.

 

2-я младшая группа

 

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического разви-тия . В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослы-ми, сверстниками, с предметным миром.

 

В   раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разно-образные действия с предметами, у него успешно развиваются понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального обще-ния со взрослыми, почувствовал заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоя-тельности.

 

Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда младший до-школьник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпи-мость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство

 

в   осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе «ре-бенок — взрослый», что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит).

 

Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает пре-жде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого — под-держать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая не-терпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь

 каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость пережи-вания успеха в деятельности («Я — молодец!»).

Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расши-ряет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих воз-можностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические на-выки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Воспитатель приучает детей бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой).

 

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют словотворчество. Девочки обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминании прочитанного).

 

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными спосо-бами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Ребенок ока-зывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о груп-пах предметов (одежда, посуда, игрушки).

 

Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радости по-знания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейше-му экспериментированию с предметами и материалами (водой, снегом, песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, у него могут возникнуть негативизм и упрямство.

У      младших  дошкольников  возрастает  целенаправленность  действий.

В   играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью (построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику; слепить бу-блик для куклы — куклу угощаем бубликами). Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Речь сопровождает прак-тические действия ребенка, но еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести. В этом им помогает воспитатель.

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям

 

с   привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно при-обретают совместный, взаимозависимый характер. Игра любимая деятель-ность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сде-лать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.

 

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. В течение дня к каждому ребенку педагог проявляет свое доброе отношение: приласкает, назовет уменьшительным именем. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.

 

Дети активно овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (дочки-матери, врач, шофер и пр.).

 

Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям.

 

Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт. Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей

 

и разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные). Обязательным является время свободных игр по самостоятельно-му выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

 

Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения,

связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются неста-бильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитате-ля. Он приучает спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязан-ных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.

 

Воспитатель побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное со-циальное развитие. Умение воспитателя ярко передать свои чувства и вызвать у  детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания.

 

Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружа-ющим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помо-

 

гает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положи-тельной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

 

Основной образовательной единицей педагогического процесса является образовательная игровая ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью реше-ния определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особен-ностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю не-обходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей.

 

К   примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?» используется не только для освоения детьми опыта проявле-ния сочувствия, помощи и представлений о здоровьесберегающем поведении, но и для решения других задач:

 

— обогащения представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.;

 

— освоения приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки определенного размера и формы и т. п.;

 

— отражения эмоционального отношения к выздоравливающей кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы Маши»;

 

— освоения представлений о домашних животных — ситуация «Кот Васи-лий и котенок Пух пришли проведать нашу Машеньку»;

 

— развития детской речи, знакомства с новыми литературными произве-дениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре.

При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в раз-ном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Помогают в осуществ-лении образовательной деятельности единые игровые персонажи (например, медвежонок Топтыжка, веселая обезьянка Чита), которые в течение недели становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.

 

Средняя группа

 

Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детско-го сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

 

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую по-требность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятель-ности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровы-ми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

 

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей сред-него дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключает его внимание на более спокойное за-нятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.Хочу такой сайт

 

У  детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты стано-вятся более результативными и действенными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпа-тий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

 

Особенно внимательно относится воспитатель к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В каждом подобном случае воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками.



Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитателем. До-школьники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (со-вместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но на-ряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуально-му общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не за-мечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Замечено, что дети, не получающие от воспитателя ответов на волнующие их вопросы, на-чинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отноше-нию к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

 

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это созда-ет новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простей-шего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3-м признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познава-тельными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно приме-нить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.).

 

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широ-ко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспи-татель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно раз-личаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно про-стого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенно-стей детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития де-тей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наобо-рот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

 

У   детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оста-ваться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хоро-водных, музыкальных, познавательных . Часть из них организуется и целена-правленно используется воспитателем как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элемен-тарному алгоритму.

Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво пере-дает их детям прежде всего в совместных играх воспитателя с детьми. В обста-новке игры своим примером воспитатель показывает детям, как лучше дого-вориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих.

 

Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз берет на себя но-вые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игро-вую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия). Приме-чательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных воз-можностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игро-вого опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

 

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды образовательных ситуаций либо проходят в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу осо-бенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочте-ние отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической дея-тельностью детей.

 

У    детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для воспитателя — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру пе-дагога, а также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу и ни-когда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика.


Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его дей-ствий, в первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

 

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внима-ние на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.

 

Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько педа-гогических позиций:

 

— партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте най-дем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);

 

— передачи опыта («Люди обычно это делают так»);

— обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»).

 

Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться са-мостоятельными и чувствовать себя компетентными.

 

Образовательная деятельность детей в средней группе осуществляется на игровой основе. Ведущие цели связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности и самостоятельности. Девиз программы «Детство» — «Чувствовать! Познавать! Творить!» — подчеркива-

 

ет, что в основе организации жизни детей лежит деятельностный подход, который реализуется как в свободной детской деятельности, так и в орга-низованных образовательных ситуациях. Чтение, игры-драматизации, игры

 

с   элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг пла-нируются на вторую половину дня.

 

Во второй половине дня периодически проводится слушание любимых му-зыкальных произведений по заявкам детей. На это время планируются также вечера досуга, занятия в кружках по интересам, свободные игры по выбору детей.

 

Старшая и подготовительная группы

 

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механиз-мы деятельности и поведения.

 

Развитие детей 5—7 лет происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников:

 

— потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности;

— потребность в активном познании и информационном обмене;

 

— потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по инте-ресам;

 

— потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и свер-стниками;

 

— потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих дости-жений со стороны взрослых и сверстников.

 

Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуаль-ности в ребенке. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит прочитывать эмоции, побуждает детей замечать эмоциональное состояние окружающих людей и свер-стников (обижены, огорчены, скучают) и проявлять сочувствие и готовность помочь.

 

Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической на-правленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. Необходимо заложить основы лич-ностной культуры: культуры чувств, общения, взаимодействия, привычки доб-рожелательного, приветливого отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить (с помощью воспитателя и само-стоятельно) пути справедливого и гуманного разрешения возникающих про-блем. Вместе с детьми можно сделать стенд или альбом, в котором поместить картинки, иллюстрирующие правила культуры поведения и общения. В случаях затруднения или конфликтов дети обращаются к «Правилам дружных ребят».

 

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, ре-жиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правила-ми, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой инфор-мации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе „Теремок“», «Космическое путешествие», «Телешоу „Минута славы“, «Конкурс красоты» и др. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему.

 

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной и др. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как при-думанный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (игрушек-самоделок, деталей ко-стюмов и пр.).

В   общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигаются взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети ста-новятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоян-ные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколь-ко раз), все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр.

 

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек.

Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регу-лировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравствен-ного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».

 

Более активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному реше-нию общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достиже-ния конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении кон-кретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

 

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разго-вор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помо-гает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разно-образное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

 

Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более слож-ных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих си-лах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и    поступки. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.

 

Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и твор-чества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих школьников.

 

Воспитателю следует особо подчеркивать, какими умными, умелыми и са-мостоятельными становятся дети, как успешно и настойчиво они готовятся к школе, сравнивать их новые достижения с их прежними, недавними возмож-ностями. Такие выражения педагога, как «Я горжусь вами», «Я верю, что вы успешно справитесь с этим», «Как многому вы уже научились!», «Вы хорошо готовитесь к школе», «Я вижу, что вы действительно самые старшие в детском саду и можете сделать много полезных дел», «Раньше это у вас не получалось, а   теперь вы это выполняете быстро и красиво» и т. п., помогают старшим до-школьникам лучше осознать свои достижения. Это становится стимулом для развития у детей чувства самоуважения, собственного достоинства, так необ-ходимых для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе.Важно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с их интересами: «Моя семья» (количество членов семьи, их обязанности, усло-вия проживания, работы), «Автопортрет» (внешний вид ребенка, его сходство и отличие в сравнении с другими детьми), «Что я люблю и не люблю», «Моя мечта», «Мои друзья» и т. п. Желательно не только обсуждать эти темы, но и рисовать, записывать детские высказывания, делать фотообзоры. Можно при-влечь к такой работе родителей, сделать семейную газету. Вывешенные в груп-пе материалы дети с интересом рассматривают, делятся впечатлениями.

 

Развиваются продуктивное воображение, способность воспринимать и вооб-ражать на основе словесного описания различные миры, например, космос, кос-мические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятель-ности, в рисунках, детских рассказах. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием де-монстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обменивают-ся мнениями, любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

 

Предметом особого внимания воспитателя является познавательное разви-тие старших дошкольников, их познавательная активность. Дети используют разные способы познания: наблюдение и самонаблюдение, логические способы (сравнение, анализ, обобщение, сериация, классификация), простейшие изме-рения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают пред-положения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют раз-ные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные срав-нительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие открытия.

 

Детское экспериментирование важно не только для развития познаватель-ных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоя-тельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Процесс самостоятельного иссле-дования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.

Эффективным средством развития познавательных интересов может стать создание мини-музея в группе. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, в мини-музее «Русская изба» экс-понатами являются предметы крестьянского быта XIX—XX вв.: домашняя утварь, глиняная посуда, прялки, угольные утюги, самотканые скатерти и поло-тенца, корзины, кузовки и многое другое. В таком музее дети не просто пассив-ные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

 

Развитию познавательных интересов способствует использование метода проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать по-лученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные на-выки. Например, проект «Происхождение бумаги» расширяет представления детей о видах, свойствах, способах производства бумаги, дает возможность из-готовить бумагу самим, поэкспериментировать с разными сортами бумаги, вы-брать более подходящий вид для рисования, создания конструкции, упаковки. Воспитатель расширяет возможности познания родного города, края, страны. Хорошо внести в группу герб города, в котором живут дети, герб и флаг России. Можно повесить карту, отметить место нахождения детского сада и те места, в которых дети побывали вместе с родителями, а рядом прикрепить фотографии и  детские рисунки. Вместе с детьми можно сделать макеты, отражающие со-держание, с которым знакомятся дошкольники: север страны, природа Цент-ральной части России и т. п.

 

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, рече-вого и художественно-эстетического развития. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познава-тельное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных спо-собов познания и деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специ-альных условий. На занятиях под руководством воспитателя дети усваивают обобщенные представления, элементарные понятия, простейшие закономер-ности, овладевают элементами учебной деятельности. Успешная и активная работа на занятиях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

 

Воспитатель также широко применяет ситуации выбора. Предоставление дошкольникам реальных прав выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения. В группах исполь-зуется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практиче-ского выбора деятельности: в какие игры поиграть на прогулке, чем и как луч-ше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. На занятиях воспитатель использует свободный практический выбор детьми ма-териалов для поделок, композиции и колорита рисунка, приемов и способов действий, партнеров для совместного выполнения задачи и т. п. Главное, что-бы сделанный ребенком практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом. Наряду с ситуациями практического выбора воспи-тателем используются ситуации морального выбора, в которых детям необхо-димо решить проблему с позиции учета интересов других людей (сверстников, малышей, взрослых). Например, оставить рисунок себе или отправить вместе с   рисунками других детей больному ребенку; забрать себе лучшие игрушки или поделить их по справедливости; разделить ответственность за случив-шееся с другим ребенком или предпочесть переложить всю вину на другого.

 

Воспитателю необходимо помочь дошкольникам сделать справедливый вы-бор и пережить чувство морального удовлетворения от своих действий. Пове-дение детей в ситуациях практического и морального выбора служит для воспи-тателя показателем растущей самостоятельности и социально-нравственного развития старших дошкольников.

 

Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются усло-вия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он на-правляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную моно-логическую и связную речь детей.

  
Наверх

-

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».