15.06.2021
15.06.2021
ОПИСАНИЕ
ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ,
МЕТОДОВ И
СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации образовательной программы «Детство» педагог:
— продумывает
содержание и организацию совместного образа жизни де-тей, условия
эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
— определяет единые для всех детей правила сосуществования
детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и
вни-мание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
— соблюдает гуманистические принципы педагогического
сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение,
интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской
самостоятельности, инициативы;
— осуществляет развивающее взаимодействие с детьми,
основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;
«Пос-мотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
— сочетает
совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и
самостоятельную деятельность детей;
— ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие
практи-ческий и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
— создает развивающую
предметно-пространственную среду;
— наблюдает, как развиваются
самостоятельность каждого ребенка и взаи-моотношения детей;
— сотрудничает с
родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
2-я младшая
группа
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который
характеризуется высокой интенсивностью физического и психического разви-тия . В
это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослы-ми,
сверстниками, с предметным миром.
В
раннем
возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разно-образные действия с
предметами, у него успешно развиваются понимание речи и активная речь, малыш
получил ценный опыт эмоционального обще-ния со взрослыми, почувствовал заботу и
поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей
и стремление к самостоя-тельности.
Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда
младший до-школьник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять
нетерпи-мость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании,
упорство
в
осуществлении
своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений
взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления
дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым
содержанием. Если же новые отношения с ребенком не складываются,
его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то
возникают собственно кризисные явления в системе «ре-бенок — взрослый», что
проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к
взрослым (в контактах со сверстниками этого не происходит).
Характерное
для младшего дошкольника требование «я сам» отражает пре-жде всего появление у
него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
Поэтому задача взрослого — под-держать стремление к самостоятельности, не
погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в
собственные силы, высказывая не-терпение по поводу его медленных и неумелых
действий. Необходимо помочь
Самостоятельность
формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и
непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает
ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и
отношения. Он постепенно расши-ряет область самостоятельных действий ребенка с
учетом его растущих воз-можностей и своей положительной оценкой усиливает
стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством
воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания,
культурно-гигиенические на-выки, новые предметные и игровые действия. К концу
четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой
поведения во время еды за столом и умывания. Воспитатель приучает детей бережно
относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены
(носовым платком, полотенцем, расческой).
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии
речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется
грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.
При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют словотворчество. Девочки
обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков
(словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминании
прочитанного).
Особое внимание уделяется ознакомлению детей с
разнообразными спосо-бами обследования формы, цвета, величины и других
признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат,
треугольник). Ребенок ока-зывается способным не только объединять предметы по
внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые
представления о груп-пах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления,
радости по-знания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к
простейше-му экспериментированию с предметами и материалами (водой, снегом,
песком, красками, бумагой). Если ребенок не встречает заинтересованного
отношения воспитателя, у него могут возникнуть негативизм и упрямство.
У младших дошкольников
возрастает
целенаправленность действий.
В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью (построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику; слепить бу-блик для куклы — куклу угощаем бубликами). Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность. Речь сопровождает прак-тические действия ребенка, но еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести. В этом им помогает воспитатель.
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со
сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к
действиям
с
привлекательными предметами,
игрушками. Эти действия постепенно при-обретают совместный, взаимозависимый
характер. Игра — любимая деятель-ность младших дошкольников.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сде-лать игру содержанием
детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего
времени пребывания в детском саду.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. В течение дня к каждому ребенку педагог проявляет свое доброе отношение: приласкает, назовет уменьшительным именем. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.
Дети активно овладевают способами игровой деятельности —
игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают
первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает
ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает
показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых
эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (дочки-матери, врач, шофер и
пр.).
Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких
подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным
поручениям.
Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка, и соответственно обогащает детский опыт. Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей
и
разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические,
театрализованные). Обязательным является время свободных игр по
самостоятельно-му выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически
развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным,
жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием
принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники усваивают
некоторые нормы и правила поведения,
связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам. Следует учитывать, что взаимоотношения детей отличаются неста-бильностью, зависят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитате-ля. Он приучает спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязан-ных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
Воспитатель побуждает детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное со-циальное развитие. Умение воспитателя ярко передать свои чувства и вызвать у детей эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружа-ющим:
как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помо-
гает
малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния
людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным
поступкам, способствует становлению положи-тельной самооценки, которой ребенок
начинает дорожить.
Основной
образовательной единицей педагогического процесса является образовательная
игровая ситуация, т. е. такая форма совместной
деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется
педагогом с целью реше-ния определенных задач развития и воспитания с учетом
возрастных особен-ностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию,
воспитателю не-обходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться
комплексности, взаимосвязи образовательных областей.
К примеру, развивающая
проблемно-игровая ситуация «Что случилось с куклой Машей?» используется не
только для освоения детьми опыта проявле-ния сочувствия, помощи и представлений
о здоровьесберегающем поведении, но и для решения других задач:
— обогащения представлений о предметах быта и их назначении:
из какой чашки удобнее напоить куклу, какое одеяльце или подушечку выбрать,
какие предметы для ухода за больной необходимо подобрать и пр.;
— освоения приемов сравнения предметов по разным признакам
или их группировки: отобрать для куклы из общего набора посуды только маленькие
чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; или выбрать по желанию куклы только яблочки
определенного размера и формы и т. п.;
— отражения эмоционального отношения к выздоравливающей
кукле в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для куклы
Маши»;
— освоения
представлений о домашних животных — ситуация «Кот Васи-лий и котенок Пух пришли
проведать нашу Машеньку»;
— развития детской речи, знакомства с новыми литературными произве-дениями и иллюстрациями: выздоравливающая кукла хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре.
При таком подходе единое образовательное содержание,
повторяясь в раз-ном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми. Помогают в
осуществ-лении образовательной деятельности единые игровые персонажи (например,
медвежонок Топтыжка, веселая обезьянка Чита), которые в течение недели
становятся инициаторами и участниками интересных событий, проблемных ситуаций,
образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров.
Средняя
группа
Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу
детско-го сада. Внимательный воспитатель замечает в их поведении и деятельности
ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном,
социально-эмоциональном развитии.
Возросли
физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и
разнообразными. Дошкольники испытывают острую по-требность в движении. В случае
ограничения активной двигательной деятель-ности они быстро перевозбуждаются,
становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно
наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей
разнообразными подвижными играми, игровы-ми заданиями, танцевальными
движениями под музыку, хороводными играми.
Эмоционально
окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но
и способом психологической разгрузки детей сред-него дошкольного возраста,
которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка,
воспитатель, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключает
его внимание на более спокойное за-нятие. Это поможет ребенку восстановить силы
и успокоиться.
У детей
активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет
вполне удовлетворяется обществом кукол, то в 4—5 лет он нуждается
в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по
поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты стано-вятся
более результативными и действенными. Воспитатель использует это стремление для
налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие
подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпа-тий. Своим участием в играх
воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки,
создать игровую обстановку.
Особенно внимательно относится воспитатель к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В каждом подобном случае воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками.
Новые черты
появляются в общении детей 4—5 лет с воспитателем.
До-школьники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (со-вместные
игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но на-ряду с этим все
более активно стремятся к познавательному, интеллектуально-му общению. На
уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в
уважительном отношении со стороны взрослого. Серьезную ошибку совершает
взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не за-мечает их или отвечает с
раздражением, торопливо, без охоты. Замечено, что дети, не получающие от
воспитателя ответов на волнующие их вопросы, на-чинают проявлять черты
замкнутости, негативизма, непослушания по отноше-нию к старшим. Иными словами,
нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным
проявлениям в поведении ребенка.
Ребенок
пятого года жизни отличается высокой активностью. Это созда-ет новые
возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Развитию самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы
разнообразных обследовательских действий, приемов простей-шего анализа,
сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты
одновременно по 2—3-м признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т.
п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и
другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает
жизнь детей проблемными практическими и познава-тельными ситуациями, в которых
детям необходимо самостоятельно приме-нить освоенные приемы (определить,
влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой
ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.).
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель
широ-ко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за
ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспи-татель
исходит из реального уровня умений, которые могут значительно раз-личаться у
разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно про-стого
напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или
совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенно-стей
детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития
де-тей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста,
перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наобо-рот,
взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной
ступени.
У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оста-ваться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хоро-водных, музыкальных, познавательных . Часть из них организуется и целена-правленно используется воспитателем как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элемен-тарному алгоритму.
Воспитатель выступает носителем игровых традиций и
ненавязчиво пере-дает их детям прежде всего в совместных играх воспитателя с
детьми. В обста-новке игры своим примером воспитатель показывает детям, как
лучше дого-вориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в
игру всех желающих.
Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз берет
на себя но-вые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою
игро-вую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки
(поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще
одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия). Приме-чательной
особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и
реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных воз-можностей детей и
используется воспитателем для обогащения детского игро-вого опыта: придумывания
в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
Игровая мотивация активно используется воспитателем в
организации деятельности детей. Все виды образовательных ситуаций либо
проходят в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий.
В силу осо-бенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника
предпочте-ние отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова
педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической
дея-тельностью детей.
У
детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к
правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления
детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не
выполняет какое-то требование. Главное для воспитателя — предвидеть поступки
детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди
воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру пе-дагога, а
также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные
действия ребенка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем
на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший
шофер, он внимательно смотрит на дорогу и ни-когда ни на кого не наедет. Он
хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием
проезжает, не задев домика.
Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его
индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень
внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке
его дей-ствий, в первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на
положительные действия.
Педагог развивает эстетические чувства детей. Он
обращает их внима-ние на красоту природы, звучание музыки, разнообразие
изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей,
животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются
аппликацией.
Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует
несколько педа-гогических позиций:
— партнерства и сотрудничества
(«Мы сделаем это вместе», «Давайте най-дем общее решение», «Мне тоже интересно
узнать об этом»);
— передачи опыта («Люди
обычно это делают так»);
— обращения за
помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно
сделать», «Кто может мне помочь в этом?»).
Такое
взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться са-мостоятельными
и чувствовать себя компетентными.
Образовательная деятельность детей в средней группе
осуществляется на игровой основе. Ведущие цели связаны с развитием интересов,
способностей каждого ребенка, стимулированием активности и самостоятельности.
Девиз программы «Детство» — «Чувствовать! Познавать! Творить!» — подчеркива-
ет,
что в основе организации жизни детей лежит деятельностный подход, который
реализуется как в свободной детской деятельности, так и в орга-низованных
образовательных ситуациях. Чтение, игры-драматизации, игры
с элементами театрализации по
мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи
детей с героями знакомых книг пла-нируются на вторую половину дня.
Во второй половине дня периодически проводится слушание
любимых му-зыкальных произведений по заявкам детей. На это время планируются
также вечера досуга, занятия в кружках по интересам, свободные игры по выбору
детей.
Старшая и
подготовительная группы
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии
ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические
механиз-мы деятельности и поведения.
Развитие
детей 5—7 лет происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном
процессе ведущих социальных потребностей дошкольников:
— потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности;
— потребность в активном познании и информационном обмене;
— потребность в
самостоятельности и разнообразной деятельности по инте-ресам;
— потребность в
активном общении и сотрудничестве со взрослыми и свер-стниками;
— потребность в
самоутверждении, самореализации и признании своих дости-жений со стороны
взрослых и сверстников.
Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуаль-ности в ребенке. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит прочитывать эмоции, побуждает детей замечать эмоциональное состояние окружающих людей и свер-стников (обижены, огорчены, скучают) и проявлять сочувствие и готовность помочь.
Воспитатель
специально создает в группе ситуации гуманистической на-правленности,
побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает
нравственный опыт детей. Необходимо заложить основы лич-ностной культуры:
культуры чувств, общения, взаимодействия, привычки доб-рожелательного,
приветливого отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы,
стремление находить (с помощью воспитателя и само-стоятельно) пути
справедливого и гуманного разрешения возникающих про-блем. Вместе с детьми
можно сделать стенд или альбом, в котором поместить картинки, иллюстрирующие
правила культуры поведения и общения. В случаях затруднения или конфликтов дети
обращаются к «Правилам дружных ребят».
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется
игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра:
сюжетно-ролевые, ре-жиссерские, театрализованные игры, игры с готовым
содержанием и правила-ми, игровое экспериментирование,
конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные
игры. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и
средств массовой инфор-мации в игровом репертуаре старших дошкольников
появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное
агентство», «Кафе „Теремок“», «Космическое путешествие», «Телешоу „Минута
славы“, «Конкурс красоты» и др. Будущая школьная позиция получает отражение в
играх на школьную тему.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной и др. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как при-думанный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (игрушек-самоделок, деталей ко-стюмов и пр.).
В
общении со сверстниками преобладают
однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек.
Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые
друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигаются взаимопонимание и взаимная
симпатия. Дети ста-новятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у
них есть постоян-ные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и
поменяться несколь-ко раз), все более ярко проявляется предпочтение к
определенным видам игр.
Определяются игровые интересы
и предпочтения мальчиков и девочек.
Дети
самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры,
распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регу-лировать
взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравствен-ного поведения,
проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом
другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с
поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого
себя, своего «Я».
Более активно появляется интерес к сотрудничеству, к
совместному реше-нию общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой
для достиже-ния конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении
кон-кретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов
партнеров.
Интерес
старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно
стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разго-вор. Детям хочется
поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со
взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помо-гает почувствовать свое
взросление и компетентность. Содержательное, разно-образное общение взрослых с
детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их
полноценного развития.
Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более слож-ных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих си-лах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.
Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и твор-чества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих школьников.
Воспитателю следует особо подчеркивать, какими умными, умелыми и са-мостоятельными становятся дети, как успешно и настойчиво они готовятся к школе, сравнивать их новые достижения с их прежними, недавними возмож-ностями. Такие выражения педагога, как «Я горжусь вами», «Я верю, что вы успешно справитесь с этим», «Как многому вы уже научились!», «Вы хорошо готовитесь к школе», «Я вижу, что вы действительно самые старшие в детском саду и можете сделать много полезных дел», «Раньше это у вас не получалось, а теперь вы это выполняете быстро и красиво» и т. п., помогают старшим до-школьникам лучше осознать свои достижения. Это становится стимулом для развития у детей чувства самоуважения, собственного достоинства, так необ-ходимых для полноценного личностного становления и успешного обучения в школе.Важно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с их интересами: «Моя семья» (количество членов семьи, их обязанности, усло-вия проживания, работы), «Автопортрет» (внешний вид ребенка, его сходство и отличие в сравнении с другими детьми), «Что я люблю и не люблю», «Моя мечта», «Мои друзья» и т. п. Желательно не только обсуждать эти темы, но и рисовать, записывать детские высказывания, делать фотообзоры. Можно при-влечь к такой работе родителей, сделать семейную газету. Вывешенные в груп-пе материалы дети с интересом рассматривают, делятся впечатлениями.
Развиваются продуктивное
воображение, способность воспринимать и вооб-ражать на основе словесного
описания различные миры, например, космос, кос-мические путешествия,
пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения
находят воплощение в детских играх, театральной деятель-ности, в рисунках,
детских рассказах. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему
они посвящают много времени. Дети с удовольствием де-монстрируют свои рисунки
друг другу, обсуждают их содержание, обменивают-ся мнениями, любят устраивать
выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Предметом
особого внимания воспитателя является познавательное разви-тие старших
дошкольников, их познавательная активность. Дети используют разные
способы познания: наблюдение и самонаблюдение, логические способы (сравнение,
анализ, обобщение, сериация, классификация), простейшие изме-рения,
экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Под руководством
педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и
самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают пред-положения о
причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют раз-ные способы
проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные срав-нительные
наблюдения, самостоятельно делают маленькие открытия.
Детское экспериментирование важно не только для развития познаватель-ных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоя-тельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Процесс самостоятельного иссле-дования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.
Эффективным средством развития познавательных интересов
может стать создание мини-музея в группе. Любой предмет мини-музея может
подсказать тему для интересного разговора. Например, в мини-музее «Русская
изба» экс-понатами являются предметы крестьянского быта XIX—XX вв.: домашняя
утварь, глиняная посуда, прялки, угольные утюги, самотканые скатерти и
поло-тенца, корзины, кузовки и многое другое. В таком музее дети не просто
пассив-ные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь музей — это результат
общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Развитию познавательных интересов способствует использование метода проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать по-лученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные на-выки. Например, проект «Происхождение бумаги» расширяет представления детей о видах, свойствах, способах производства бумаги, дает возможность из-готовить бумагу самим, поэкспериментировать с разными сортами бумаги, вы-брать более подходящий вид для рисования, создания конструкции, упаковки. Воспитатель расширяет возможности познания родного города, края, страны. Хорошо внести в группу герб города, в котором живут дети, герб и флаг России. Можно повесить карту, отметить место нахождения детского сада и те места, в которых дети побывали вместе с родителями, а рядом прикрепить фотографии и детские рисунки. Вместе с детьми можно сделать макеты, отражающие со-держание, с которым знакомятся дошкольники: север страны, природа Цент-ральной части России и т. п.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, рече-вого и художественно-эстетического развития. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познава-тельное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных спо-собов познания и деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специ-альных условий. На занятиях под руководством воспитателя дети усваивают обобщенные представления, элементарные понятия, простейшие закономер-ности, овладевают элементами учебной деятельности. Успешная и активная работа на занятиях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель также широко применяет ситуации выбора. Предоставление дошкольникам реальных прав выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения. В группах исполь-зуется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практиче-ского выбора деятельности: в какие игры поиграть на прогулке, чем и как луч-ше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. На занятиях воспитатель использует свободный практический выбор детьми ма-териалов для поделок, композиции и колорита рисунка, приемов и способов действий, партнеров для совместного выполнения задачи и т. п. Главное, что-бы сделанный ребенком практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом. Наряду с ситуациями практического выбора воспи-тателем используются ситуации морального выбора, в которых детям необхо-димо решить проблему с позиции учета интересов других людей (сверстников, малышей, взрослых). Например, оставить рисунок себе или отправить вместе с рисунками других детей больному ребенку; забрать себе лучшие игрушки или поделить их по справедливости; разделить ответственность за случив-шееся с другим ребенком или предпочесть переложить всю вину на другого.
Воспитателю необходимо помочь дошкольникам сделать
справедливый вы-бор и пережить чувство морального удовлетворения от своих
действий. Пове-дение детей в ситуациях практического и морального выбора служит
для воспи-тателя показателем растущей самостоятельности и
социально-нравственного развития старших дошкольников.
Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки,
организуются усло-вия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной
деятельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с
детьми. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художественной
литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он
на-правляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную
моно-логическую и связную речь детей.