10.06.2021
10.06.2021
«Физическое развитие»
Второй год жизни. 2-я
группа раннего возраста
Задачи образовательной деятельности
1. Способствовать формированию
естественных видов движений (ходьба, ползание, лазание, попытки бега и
подпрыгивания вверх и пр.).
2. Обогащать двигательный опыт
выполнением игровых действий с пред-метами и игрушками, разными по форме,
величине, цвету, назначению.
3. Формировать умение ходить и
бегать, не наталкиваясь друг на друга.
4. Развивать сенсомоторную
активность, крупную и тонкую моторику, дви-гательную координацию.
5.
Формировать
элементарные культурно-гигиенические навыки.
Содержание образовательной деятельности
Движения малышей развиваются и совершенствуются на
протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду: на утренней
гимнастике, заняти-ях по физической культуре, на прогулке, в подвижных играх,
самостоятельной двигательной деятельности.
При объяснении двигательных заданий воспитатель показывает,
поясня-ет, образно рассказывает, помогает и страхует, подбадривает, хвалит,
под-держивает у детей чувство удовольствия и уверенности в себе. Поощряют-ся
доброжелательность и дружелюбие в общении со сверстниками и взрос-лыми.
Общеразвивающие упражнения заключаются в движениях головы, рук, ног, а также движения туловища из положения тела стоя, сидя, лежа на спине, пере-ворачивание со спины на бок, живот и обратно.
Выполнение общеразвивающих упражнений с мелкими предметами
(погре-мушками, колечками, платочками), рядом с предметами (стул, скамейка) и
на них.
Выполнение определенных упражнений в основных движениях —
ходьба парами, по кругу, в заданном направлении; «стайкой» за воспитателем;
огибая предметы; приставными шагами вперед.
Бег за воспитателем и от него; в разных направлениях. Прыжки
на двух ногах на месте с легким продвижением вперед; подпрыгивание до предмета,
находящегося выше поднятых рук ребенка. Активное ползание, лазание:
про-ползание; подползание; перелезание.
Катание, бросание, ловля: скатывание мячей с горки; катание
мячей, шаров в паре с воспитателем. Основные движения и другие действия в
игровых си-туациях возможно организовывать в подвижных играх, игровых
упражнениях, преимущественно связанные с ходьбой и бегом
Культурно-гигиенические навыки. Формирование
культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом
возрасте дети становятся более са-мостоятельными в мытье рук; умывании;
полоскании рта; раздевании; пользо-вании горшком.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Ребенок
владеет основными движениями (ходьба в разных направлени-ях, с перешагиванием
через предметы (высотой 10 см), в различном темпе, бег в разных направлениях и
к цели, непрерывный в течение 30—40 с; прыж-ки на месте и с продвижением
вперед).
● Воспроизводит простые
движения по показу взрослого.
● Охотно выполняет движения
имитационного характера, участвует в не-сложных сюжетных подвижных играх,
организованных взрослым.
● Получает удовольствие от процесса выполнения движений.
Вызывает озабоченность и
требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Ребенок слабо владеет
основными движениями, имеет нарушение в ко-ординации движений и ориентировке в
пространстве помещения.
● Затрудняется воспроизводить
движения по показу взрослого.
● Не проявляет двигательной
активности.
● Не включается в участие в
подвижных играх, организованных педаго-
гом.
● В ситуациях повышенной
двигательной активности занимает наблюда-тельную позицию.
Третий год жизни. 1-я
младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать детский
двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса
к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.
2. Обеспечивать смену
деятельности детей с учетом степени ее эмоцио-нальной насыщенности,
особенностей двигательной и интеллектуальной ак-тивности детей.
3. Создать все условия для
успешной адаптации каждого ребенка к услови-ям детского сада.
4. Укреплять здоровье детей,
реализовывать систему закаливания.
5. Продолжать формирование
умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными,
свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь
определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и
лаза-ния, катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в
обще-развивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех правил в
подвижных играх. Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых
им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.
На 3-м году жизни происходит освоение разнообразных
физических упраж-нений, общеразвивающих упражнений, основных движений,
подвижных игр и их правил.
По мере накопления двигательного опыта у малышей идет
формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом;
сохранять заданное направление при выполнении упражнений ; активно включаться в
выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу;
сохранять
равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не
наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвига-ясь вперед;
перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко призем-ляться; бросать мяч
воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на
груди; ползать на четвереньках, перелезать через пред-меты; действовать по
указанию воспитателя, активно включаться в подвиж-ные игры.
Участие в многообразных играх и игровых упражнениях, которые
направ-лены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростно-силовых
ка-честв и быстроты (особенно быстроты реакции), а также на развитие силы,
координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию общей вы-носливости.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Ребенок
интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с
физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, ку-биками, мячами и др.).
● При выполнении упражнений
демонстрирует достаточную координа-цию движений, быстро реагирует на сигналы.
●
С
большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при
выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность.
●
Стремится
к самостоятельности в двигательной деятельности, избира-телен по отношению к
некоторым двигательным действиям. Переносит осво-енные простые новые движения в
самостоятельную двигательную деятель-ность.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
●
Малыш
не интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с разными
физкультурными пособиями (погремушками, ленточ-ками, кубиками, мячами и др.).
●
Ребенок
без особого желания вступает в общение с воспитателем и дру-гими детьми при
выполнении игровых физических упражнений и в подвиж-ных играх, не инициативен.
● Малыш не самостоятелен в
двигательной деятельности, не стремится к получению положительного результата в
двигательной деятельности.
● В контрольной диагностике его
результаты ниже возможных минималь-
ных.
Четвертый
год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать у детей потребность
в двигательной активности, интерес к фи-зическим упражнениям.
2. Целенаправленно развивать у
детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие
в соответствии с ними; со-действовать развитию координации, общей выносливости,
силы, гибкости.
3. Развивать у детей умение
согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать
упражнения одновременно, соблюдать пред-ложенный темп; самостоятельно выполнять
простейшие построения и пере-строения, уверенно, в соответствии с указаниями
воспитателя.
4.
Развивать умения самостоятельно
правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться
и раздеваться при незна-чительной помощи, ухаживать за своими вещами и
игрушками
5. Развивать навыки культурного
поведения во время еды, правильно поль-зоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Содержание образовательной деятельности Двигательная
деятельность
Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врас-сыпную , в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступани-ем. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразви-вающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела , с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу. Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бе-дра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласо-вывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направ-ления. Бег, не опуская головы. Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземля-ясь на две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними. Катание, бросание, метание. Прокатыва-ние мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вер-тикальную цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола. Музыкально-ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и поворо-ты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрос-лых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх.
Становление у детей ценностей
здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами
Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание,
одевание, ку-пание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие
поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме
дня, о си-туациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения
культурно-гигиенических процедур.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок с желанием двигается,
его двигательный опыт достаточно мно-гообразен.
●
При
выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответ-ствии с возрастными
возможностями координацию движений, подвижность
в суставах, быстро реагирует на
сигналы, переключается с одного движения на другое.
● Уверенно выполняет задания,
действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных
построениях и в играх.
●
Проявляет
инициативность, с большим удовольствием участвует в под-вижных играх, строго
соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
● С удовольствием применяет
культурно-гигиенические навыки, радует-ся своей самостоятельности и результату.
● С интересом слушает стихи и
потешки о процессах умывания, купания.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-
дителей
● Ребенок малоподвижен, его
двигательный опыт беден.
● Неуверенно выполняет
большинство упражнений, движения скован-ные, координация движений низкая (в
ходьбе, беге, лазании).
●
Затрудняется
действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями
других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений.
● Не испытывает интереса к
физическим упражнениям, действиям с физ-культурными пособиями.
● Незнаком или имеет
ограниченные представления о правилах лич-ной гигиены, необходимости соблюдения
режима дня, о здоровом образе жизни.
● Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрос-лого.
Пятый год жизни.
Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умения уверенно и
активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений,
основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и
контролировать их вы-полнение, самостоятельно проводить подвижные игры и
упражнения, ориен-тироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для
самостоятель-ного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и
замечать их ошибки.
2. Целенаправленно развивать
скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость.
3. Формировать у детей
потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил
здорового образа жизни.
4. Развивать умения
самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук;
самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время
еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухажи-вать за своими вещами
(вещами личного пользования).
Содержание образовательной деятельности Двигательная
деятельность
Порядковые упражнения. Построение в колонну по одному по росту. Пере-строения из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой веду-щего, самостоятельное перестроение в звенья на ходу по зрительным ориенти-рам. Повороты переступанием в движении и на месте направо, налево и кругом на месте. Общеразвивающие упражнения. Традиционные четырехчастные об-щеразвивающие упражнения с четким сохранением разных исходных положе-ний в разном темпе (медленном, среднем, быстром), выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными поочередными движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, наклоны (вправо, влево), повороты.
Основные движения. Представления о зависимости хорошего результата в упражнении от правильного выполнения главных элементов техники: в беге — активного толчка и выноса маховой ноги; в прыжках — энергично-го толчка и маха руками вперед — вверх; в метании — исходного положе-ния, замаха; в лазании — чередующегося шага при подъеме на гимнасти-ческую стенку одноименным способом. Подводящие упражнения. Ходьба с сохранением правильной осанки, заданного темпа (быстрого, умеренного, медленного). Бег. Бег с энергичным отталкиванием мягким приземлением и сохранением равновесия. Виды бега: в колонне по одному и парами, со-размеряя свои движения с движениями партнера, «змейкой» между пред-метами, со сменой ведущего и темпа, между линиями, с высоким подниманием колен; со старта из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др.); на скорость (15—20 м, 2—3 раза), в медленном темпе (до 2 мин), со средней скоростью 40—60 м (3—4 раза); челночный бег (5×3=15), ведение колонны. Бросание, ловля, метание. Ловля мяча с расстояния 1,5 м, отби-вание его об пол не менее 5 раз подряд. Правильные исходные положения при метании. Ползание, лазание. Ползание разными способами; пролезание между рейками лестницы, поставленной боком; ползание с опорой на сто-пы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату; лазание по гимнастиче-ской стенке, подъем чередующимся шагом, не пропуская реек, перелеза-ние с одного пролета лестницы на другой вправо, влево, не пропуская реек. Прыжки. Прыжки на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног; ноги вместе — ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продви-жением вперед, вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки через предметы высотой 5—10 см; прыжки в длину с места; вверх с места (вспрыгивание на высоту
15— 20 см).
Сохранение
равновесия после вращений или в заданных положениях: стоя на одной ноге, на
приподнятой поверхности. Подвижные игры: правила; функ-ции водящего.
Игры с элементами соревнования. Подвижные игры и игровые упражнения на развитие
крупной и мелкой моторики рук, быстроты реакции, скоростно-силовых качеств,
координации, гибкости, равновесия. Спортивные упражнения. Ходьба
на лыжах — скользящий шаг, повороты на месте, подъ-емы
на гору ступающим шагом и полуелочкой, правила надевания и перено-са лыж под
рукой. Плавание — погружение в воду с головой, попеременные движения ног, игры
в воде. Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельное. Катание
на санках (подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при
спуске; катание на санках друг друга). Катание на двух- и трехколесном
велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», с поворо-тами. Ритмические
движения: танцевальные позиции (исходные положения); элементы народных
танцев; разный ритм и темп движений; элементы простей-шего перестроения по
музыкальному сигналу, ритмичные движения в соответ-ствии с характером и темпом
музыки.
Становление
у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Представления об элементарных правилах здорового образа
жизни, важно-сти их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках,
приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также
как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание,
одева-ние, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие
поддер-жанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме
дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения
культурно-гигиенических процедур.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● В двигательной деятельности
ребенок проявляет хорошую координа-цию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
● Уверенно и активно выполняет
основные движения, основные элемен-ты общеразвивающих, спортивных упражнений,
свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика
рук.
● Проявляет интерес к
разнообразным физическим упражнениям, дей-ствиям с различными физкультурными
пособиями, настойчивость для дости-жения хорошего результата, потребность в
двигательной активности.
● Переносит освоенные
упражнения в самостоятельную деятельность.
● Самостоятельная двигательная
деятельность разнообразна.
● Ребенок проявляет элементарное
творчество в двигательной деятельно-сти: видоизменяет физические упражнения,
создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в
подвижных играх.
● С интересом стремится узнать
о факторах, обеспечивающих здоровье,
с удовольствием слушает
рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему,
задает вопросы, делает выводы.
● Может элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
● Стремится к самостоятельному
осуществлению процессов личной ги-гиены, их правильной организации.
● Умеет в угрожающих здоровью
ситуациях позвать на помощь взрос-
лого.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Двигательный опыт (объем
основных движений) беден.
● Ребенок допускает
существенные ошибки в технике движений. Не со-блюдает заданный темп и ритм,
действует только в сопровождении показа воспитателя. Затрудняется внимательно
воспринять показ педагога, самосто-ятельно выполнить физическое упражнение.
● Нарушает правила в играх,
хотя с интересом в них участвует.
● Движения недостаточно
координированы, быстры, плохо развита круп-ная и мелкая моторика рук.
● Испытывает затруднения при
выполнении скоростно-силовых, силовых упражнений и упражнений, требующих проявления
выносливости, гибкости.
● Интерес к разнообразным
физическим упражнениям, действиям с раз-личными физкультурными пособиями
нестойкий. Потребность в двигатель-ной активности выражена слабо.
● Не проявляет настойчивость для достижения хорошего результата при выполнении физических упражнений. Не переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.
● У ребенка наблюдается ситуативный
интерес к правилам здорового об-раза жизни и их выполнению.
● Затрудняется ответить на
вопрос взрослого, как он себя чувствует, не заболел ли он, что болит.
●
Испытывает
затруднения в выполнении процессов личной гигиены. Го-тов совершать данные действия
только при помощи и по инициативе взрос-лого.
● Затрудняется в угрожающих
здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Шестой год жизни.
Старшая группа
Задачи образовательной деятельности
1.
Развивать
умения осознанного, активного, с должным мышечным напря-жением выполнения всех
видов упражнений (основных движений, общераз-вивающих упражнений, спортивных
упражнений).
2. Развивать умение
анализировать (контролировать и оценивать) свои дви-жения и движения товарищей.
3. Формировать первоначальные
представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
4. Развивать творчество в
двигательной деятельности.
5. Воспитывать у детей
стремление самостоятельно организовывать и про-водить подвижные игры и
упражнения со сверстниками и малышами.
6.
Развивать
у детей физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость,
быстроту реакции, скорость одиночных движений, максималь-ную частоту движений,
силу.
7. Формировать представления о
здоровье, его ценности, полезных при-вычках, укрепляющих здоровье, о мерах
профилактики и охраны здоровья.
8.
Формировать
осознанную потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового
образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформиру-ющего поведения.
9. Развивать самостоятельность
детей в выполнении культурно-гигиени-ческих навыков и жизненно важных привычек
здорового образа жизни.
10. Развивать умения элементарно
описывать свое самочувствие и привле-кать внимание взрослого в случае недомогания.
Содержание образовательной деятельности Двигательная
деятельность
Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, из шеренги в ко-лонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров, способы перестроения в 2 и 3 звена. Сохранение дистанции во время ходьбы и бега. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах. Общеразвивающие упражнения: четырехчастные, шестичастные традиционные обще-развивающие с одновременным последовательным выполнением движений рук и ног, одноименной и разноименной координацией. Освоение возможных направлений и разной последовательности действий отдельных частей тела. Способы выполнения общеразвивающих упражнений с различными предмета-ми, тренажерами. Подводящие и подготовительные упражнения. Представле-ние о зависимости хорошего результата в основных движениях от правильной техники выполнения главных элементов: в скоростном беге — выноса голени маховой ноги вперед и энергичного отталкивания, в прыжках с разбега — от-талкивания, группировки и приземления, в метании — замаха и броска. Ходь-ба. Энергичная ходьба с сохранением правильной осанки и равновесия при передвижении по ограниченной площади опоры. Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и между предметами, со сменой темпа. Бег в мед-ленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3×10 м в медленном тем-пе (1,5—2 мин). Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на пред-меты: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до пред-метов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую ска-калку, вращая ее вперед и назад. Бросание, ловля и метание. «Школа мяча» (разнообразные движения с мячами). Прокатывание мяча одной и двумя рука-ми из разных исходных положений между предметами. Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не ме-нее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание вдаль (5—9 м) в горизонтальную и вертикальную цели (3,5—4 м) способами пря-мой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку, из-за спины через плечо. Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Ла-зание по гимнастической стенке чередующимся шагом с разноименной коор-динацией движений рук и ног, лазание ритмичное, с изменением темпа. Лаза-ние по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом. Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием на развитие физиче-ских качеств и закрепление двигательных навыков. Игры-эстафеты. Правила в играх, варианты их изменения, выбора ведущих. Самостоятельное проведение подвижных игр. Спортивные игры. Городки: бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м). Баскетбол: перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой и левой рукой; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди; игра по упрощенным правилам. Бадминтон: отбивание волана ракеткой в заданном направлении; игра с воспитателем. Фут-бол: отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; обведение мяча между и вокруг предметов; отбивание мяча о стенку; передача мяча ногой друг другу (3—5 м); игра по упрощенным правилам. Спортивные упражне-ния: скользящий переменный лыжный ход, скольжение по прямой на коньках, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине, катание на двухко-лесном велосипеде и самокате, роликовых коньках.
Становление
у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Признаки здоровья и нездоровья человека, особенности
самочувствия, на-строения и поведения здорового человека. Правила здорового
образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия
физической культурой и спортом) и вредные для здоровья привычки. Особенности
пра-вильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за больным
родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения,
слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здо-ровье и
здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых
признаках недомогания.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Двигательный опыт ребенка
богат (объем освоенных основных движе-ний, общеразвивающих, спортивных
упражнений).
● В двигательной деятельности
ребенок проявляет хорошую выносли-вость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
● В поведении четко выражена
потребность в двигательной деятельности
и физическом совершенствовании.
●
Ребенок
проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям,
избирательность и инициативу при выполнении упражнений.
● Имеет представления о
некоторых видах спорта.
●
Уверенно,
точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен
творчески составить несложные комбинации (вариан-ты) из знакомых упражнений.
●
Проявляет
необходимый самоконтроль и самооценку, способен само-стоятельно привлечь
внимание других детей и организовать знакомую под-вижную игру.
● Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
● Умеет практически решать
некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
● Готов оказать элементарную
помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к
взрослому за помощью).
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Двигательный опыт ребенка
беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных
упражнений); плохо развита крупная и мелкая моторика рук.
● В двигательной деятельности
ребенок затрудняется проявлять вынос-ливость, быстроту, силу, координацию,
гибкость.
● В поведении слабо выражена
потребность в двигательной деятель-ности.
● Не проявляет интереса к новым
физическим упражнениям, избиратель-ности и инициативы при выполнении
упражнений.
● Неуверенно выполняет
упражнения, не замечает ошибок других детей
и собственных. Интересуется
простыми подвижными играми, нарушает пра-вила, увлекаясь процессом игры.
● Слабо контролирует способ
выполнения упражнений, не обращает вни-мания на качество движений, не проявляет
интереса к проблемам здоровья и соблюдению в своем поведении основ здорового
образа жизни.
● Представления о правилах
личной гигиены, необходимости соблюде-ния режима дня, о здоровом образе жизни
поверхностные.
● Ребенок испытывает
затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в
уходе за своим внешним видом, вещами
и
игрушками.
Седьмой год жизни.
Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умение точно,
энергично и выразительно выполнять физиче-ские упражнения, осуществлять
самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять
элементарное планирование двигательной деятельности.
2. Развивать и закреплять
двигательные умения и знания правил в спортив-ных играх и спортивных
упражнениях.
3. Закреплять умение
самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и
малышами.
4. Развивать творчество и
инициативу, добиваясь выразительного и вариа-тивного выполнения движений.
5. Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особен-но ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, координацию движений.
6. Формировать осознанную
потребность в двигательной активности и фи-зическом совершенствовании.
7. Формировать представления о
некоторых видах спорта, развивать инте-рес к физической культуре и спорту.
8.
Воспитывать
ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию
к сбережению своего здоровья и здоровья окру-жающих людей.
9. Развивать самостоятельность в
применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о
гигиенической культуре.
Содержание образовательной деятельности Двигательная
деятельность
Порядковые упражнения. Способы перестроения. Самостоятельное, бы-строе и организованное построение и перестроение во время движения. Пере-строение четверками. Общеразвивающие упражнения. Четырехчастные, ше-стичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными, разноименные, разнонаправленными, поочередными движе-ниями рук и ног, парные упражнения. Упражнения в парах и подгруппах. Вы-полнение упражнений активное, точное, выразительное, с должным напряже-нием, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями с различными предметами. Упражнения с разными предмета-ми, тренажерами. Основные движения. Соблюдение требований к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазания по лестнице и канату: в беге — энергичная работа рук; в прыжках — группировка в полете, устойчи-вое равновесие при приземлении; в метании — энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании — ритмичность при подъеме и спуске. Подводящие и подготовительные упражнения. Ходьба. Раз-ные виды и способы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Упражнения в равновесии. Сохранение динамического и статического равновесия в сложных условиях. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием предметов, приседанием, поворотами кругом, перепрыгиванием ленты. Ходьба по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком. Стоя на скамей-ке, подпрыгивать и мягко приземляться на нее; прыгать, продвигаясь вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх. Балансировать на большом набивном мяче (вес 3 кг). Кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. Бег. Сохранение скорости и заданного темпа, направления,равновесия. Через препятствия — высотой 10—15 см, спиной вперед, со ска-калкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя по-турецки, лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движе-ния и т. п.). Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Пробегать 10 м с наименьшим числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2—3-х минут. Пробегать 2—4 отрезка по 100—150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в среднем темпе по пересечен-ной местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5×10 м). Пробегать в бы-стром темпе 10 м 3—4 раза с перерывами. Бегать наперегонки; на скорость — 30 м. Прыжки. Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления. Подпрыгивание на двух ногах на месте с пово-ротом кругом; смещая ноги вправо — влево; сериями по 30—40 прыжков 3—4 раза. Прыжки, продвигаясь вперед на 5—6 м; перепрыгивание линии, веревки боком, с зажатым между ног мешочком с песком, с набитым мячом; через 6—8 набивных мячей (вес 1 кг) на месте и с продвижением вперед. Выпрыгива-ние вверх из глубокого приседа. Подпрыгивание на месте и с разбега с целью достать предмет. Впрыгивать с разбега в три шага на предметы высотой до 40 см, спрыгивать с них. Прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170—180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с промежуточ-ными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами. Прыжки через большой обруч, как через скакалку. Метание. Отбивать, передавать, подбрасывать мячи разного размера разными способами. Метание вдаль и в цель (горизонталь-ную, вертикальную, кольцеброс и др.) разными способами. Точное поражение цели. Лазание. Энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по брев-ну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд. Быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестни-це; по канату (шесту) способом «в три приема». Подвижные игры. Организо-вать знакомые игры с подгруппой сверстников. Игры-эстафеты. Спортивные игры. Правила спортивных игр. Городки: выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит. Баскетбол: забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении. Контролировать свои действия в соответствии с правилами. Вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы. Футбол: способы передачи и ведения мяча в разных видах спортив-ных игр. Настольный теннис, бадминтон: правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола. Хоккей: ведение шайбы клюш-кой, умение забивать в ворота.
чение приобретают подвижные игры и упражнения, позволяющие преодолеть излишнюю медлительность некоторых детей: игры со сменой темпа движений, максимально быстрыми движениями, на развитие внутреннего торможения, запаздывательного торможения. Спортивные упражнения. Ходьба на лыжах: скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойке. Катание на коньках: сохранять рав-новесие, «стойку конькобежца» во время движения, скольжение и повороты. Катание на самокате: отталкивание одной ногой. Плавание: скольжение в воде на груди и на спине, погружение в воду. Катание на велосипеде: езда по пря-мой, по кругу, «змейкой», уметь тормозить. Катание на санках. Скольжение по ледяным дорожкам: после разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скольжение с невысокой горки.Становление у детей ценностей
здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами
Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Неко-торые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепле-ния здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, пра-вил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности (не-обходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и пр.).
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Двигательный
опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, вы-разительно с достаточной
амплитудой и точно выполняет физические упраж-нения (общеразвивающие, основные
движения, спортивные).
● В двигательной деятельности
ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
● Осознает зависимость между
качеством выполнения упражнения и его результатом.
●
Проявляет элементы творчества в
двигательной деятельности: самостоя-тельно составляет простые варианты из
освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие
конкретного образа (персонажа, жи-вотного), стремится к неповторимости (индивидуальности)
в своих движениях.
● Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к луч-шему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двига-тельной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
●
Имеет
начальные представления о некоторых видах спорта.
● Имеет представления о том,
что такое здоровье, понимает, как поддер-жать, укрепить и сохранить его.
● Владеет здоровьесберегающими
умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья.
● Может оказать элементарную
помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к
ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● В двигательной деятельности
ребенок затрудняется в проявлении бы-строты, координации (ловкости),
выносливости, силы и гибкости.
● Допускает ошибки в основных
элементах сложных физических упраж-нений.
● Слабо контролирует выполнение
своих движений и движений товари-щей, затрудняется в их оценке.
● Допускает нарушение правил в
подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической
подготовленности.
● Не проявляет стойкого
интереса к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательности и
инициативы при их выполнении.
● Проявляет несамостоятельность
в выполнении культурно-гигиени-ческих процессов (к началу обучения в школе не
овладел основными культурно-гигиеническими умениями и навыками).
● Не имеет привычки к постоянному
использованию культурно-гигиенических навыков без напоминания взрослого.
Проявляет равнодушие по от-ношению к больному близкому человеку в семье, к заболевшему
сверстнику.