10.06.2021
10.06.2021
«Речевое развитие»
Второй год жизни. 2-я
группа раннего возраста
Задачи
образовательной деятельности Развитие умений понимать речь взрослого
1. Учить пониманию функций
предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные
просьбы.
2. Побуждать отыскивать
предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»
3. Учить наблюдать за
разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых
словом.
4. Учить понимать, что одно и то
же действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой —
разные действия.
Развитие активной речи
1. Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов).
2.
Учить
отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»
3. Побуждать выполнять несложные
поручения (дай, принеси, покажи, возьми).
4. Стимулировать подражание речи
взрослого человека.
5. Активизировать речевые
реакции путем разыгрывания простых сюже-тов со знакомыми предметами, показа
картин, отражающих понятные детям ситуации.
Содержание образовательной деятельности
Выполнение несложных поручений по слову воспитателя, умение
отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и
дей-ствиях с ними.
Самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывание,
как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя
предметную деятельность, а также речевая активность ребенка в процессе
ото-бразительной игры.
Наблюдения детей за живыми объектами и движущимся
транспортом. Эти объекты привлекают внимание малышей и вызывают яркие
эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь.
Взрослый в любом контакте с ребенком поддерживает речевую
активность малыша, а именно дает развернутое речевое описание происходящего,
того, что малыш пока может выразить лишь в однословном высказывании.
Игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок
(«Чудес-ный мешочек», «Кто в домике живет?», «Чей малыш?», «Чья мама?», «Кто
приехал на машине?»). В них объекты и действия обозначаются словом, од-ноименные
действия выполняются разными игрушками, одна и та же игрушка действует
многообразными способами.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет интерес к
книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ
взрослого отдельных слов и дей-ствий.
● Эмоционально позитивно
реагирует на песенки и потешки.
● Демонстрирует достаточный
активный словарь (называет предметы и их части, частично действия и качества
предметов).
● Способен вступать в диалог со
взрослыми и сверстниками (обращается
с просьбой, привлекает внимание
к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа).
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Ребенок не проявляет интерес к книгам.
● Не стремится рассматривать
картинки, повторять слова, имитировать звуки окружающего мира.
● Демонстрирует бедный активный
словарь.
●
Не
способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.
Третий год жизни. 1-я
младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1.
Воспитывать
у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2.
Обучать
детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мыс-ли, чувства,
впечатления, используя речевые средства и элементарные этикет-ные формулы общения.
3.
Развивать
желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на
развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
4.
Обогащать
и активизировать словарь детей за счет слов-названий пред-метов, объектов, их
действий или действий с ними, некоторых ярко выражен-ных частей, свойств
предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Содержание образовательной деятельности Связная речь
Понимание обращенной
речи сначала с опорой на наглядность, а постепен-но и без нее. Реагирование на
обращение с использованием доступных рече-вых средств, ответы на вопросы
воспитателя с использованием фразовой речи или формы простого предложения.
Отнесение к себе речи взрослого, обращен-ной к группе детей, понимание ее
содержания.
Инициативная связная разговорная речь как средство общения и
познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к
исполь-зованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости
объектов.
В словарь входят:
— названия
предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;
— названия некоторых трудовых
действий и собственных действий;
— имена близких людей, имена
детей группы;
— обозначения личностных
качеств, особенностей внешности окружаю-щих ребенка взрослых и сверстников.
Грамматическая правильность
речи
Освоение большинства основных грамматических категорий:
окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словот-ворчества.
Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных
предложений. Самостоятельная речь детей.
Звуковая культура речи
Развитие
звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела.
В
звукопроизношении
для детей
характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков.
В двухлетнем возрасте такое несовершен-ство произношения еще не требует
специальной коррекции. Для его успешно-го преодоления и предупреждения возможного
нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по
укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.
В словопроизношении ребенок пытается произнести
все слова, которые не-обходимы для выражения его мысли. В использовании
разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова.
Преодоление яв-ления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.
Выразительность речи. Выражение своего отношения к предмету разгово-ра при
помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств — жестов,
мимики, пантомимики (движений). Проявление эмоциональной не-произвольной
выразительности речи ребенка.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок активен и инициативен
в речевых контактах с воспитателем и детьми.
● Проявляет интерес и
доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на
наглядной основе и без наглядности, ис-пользует в разговоре форму простого
предложения из 4-х и более слов, пра-вильно оформляет его.
● Самостоятельно использует
форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет интереса
к общению: в общении с воспитателем недоверчив и насторожен, в общении со
сверстниками недоброжелателен или замкнут.
● Понимает речь только на
наглядной основе, нуждается в повторении об-ращенной к нему речи.
● Отвечает на вопросы
преимущественно жестом или использованием упрощенных слов.
● Самостоятельно вступает в
речевой контакт только с воспитателем.
● Элементарные формулы речевого
этикета (приветствия, прощания, просьбы и благодарности) использует
фрагментарно, только по напоминанию взрослого.
Четвертый год жизни. 2-я
младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1.
Развивать
умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения
со взрослыми и сверстниками: здороваться, про-щаться, благодарить, выражать
просьбу, знакомиться.
2. Развивать умение понимать
обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Развивать умение отвечать на
вопросы, используя форму простого пред-ложения или высказывания из 2—3-х
простых фраз.
4. Развивать умение использовать
в речи правильное сочетание прилага-тельных и существительных в роде, падеже.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко вы-раженных особенностях.
6. Развивать умение
воспроизводить ритм стихотворения, правильно поль-зоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение слышать в
речи взрослого специально интонируемый
звук.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов
своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках,
разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о
совмест-ных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и
на-зывать ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются,
испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить,
ис-пользовать ласковые слова.
Освоение и
использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие
(здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство
(как тебя зовут, меня зовут.., давай играть); различать формы обращения ко
взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); называть детей в группе по
именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и
обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы
в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и
т. п.)).
Освоение умений
монологической речи: по вопросам воспитателя состав-лять рассказ по картинке из
3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые
сказки; читать наизусть короткие стихи, слу-шать чтение детских книг и
рассматривать иллюстрации; согласовывать прила-гательные и существительные в
роде, числе и падеже; правильно использовать
в речи названия животных и их
детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать
в речи простое распространен-ное предложение; с помощью воспитателя строить
сложные предложения.
Обогащение активного словаря
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигие-нических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним ви-дом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предме-тов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размока-ют); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы:
растения
близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некото-рые дикие животные
и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда,
мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха
Развитие
умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки
([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]);
слы-шать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для
укла-дывания куклы спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з»,
жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).
Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания,
фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
Знакомство с книжной
культурой,
детской литературой
Воспитание
интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие
умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок
и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Ребенок
с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает
обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения.
● Проявляет речевую активность
в общении со сверстником; здоровается
и прощается с воспитателем и
детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
● По вопросам составляет по
картинке рассказ из 3—4-х простых пред-ложений.
● Называет предметы и объекты
ближайшего окружения.
● Речь эмоциональна,
сопровождается правильным речевым дыханием.
● Ребенок узнает содержание
прослушанных произведений по иллюстра-циям, эмоционально откликается на него.
● Совместно со взрослым
пересказывает знакомые сказки, читает корот-кие стихи.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не реагирует на
обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
●
На
вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в
предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь
(«язык нянь»).
● Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
●
Не
проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
● Не использует элементарные
формы вежливого речевого общения.
● Быстро отвлекается при
слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.
Пятый год жизни.
Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать инициативность и
самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками,
использование в практике общения описательных монологов и элементов
объяснительной речи.
2. Развивать умение использовать
вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
3. Поддерживать стремление задавать
и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать
элементы объяснительной речи.
4. Развивать умение
пересказывать сказки, составлять описательные рас-сказы о предметах и объектах,
по картинкам.
5. Обогащать словарь посредством
ознакомления детей со свойствами и ка-чествами объектов, предметов и материалов
и выполнения обследовательских действий.
6. Развивать умение чистого
произношения звуков родного языка, правиль-ного словопроизношения.
7. Воспитывать желание
использовать средства интонационной вырази-тельности в процессе общения со
сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
8. Воспитывать интерес к
литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом,
устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими,
задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей,
рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на
эмоциональ-ное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить
сочувствие, предложить помощь, уговорить).
Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу,
не пере-бивая собеседников.
Использование средств интонационной речевой выразительности
(сила го-лоса, интонация, ритм и темп речи).
Использование элементов объяснительной речи при сговоре на
игру, при разрешении конфликтов.
Освоение и использование вариативных форм приветствия
(здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до
свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой
(разре-шите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо; большое
спасибо), обиды, жалобы.
Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Использование в речи полных, распространенных простых с однородны-ми членами и сложноподчиненных предложений для передачи временн[ac]ых, пространственных, причинно-следственных связей; использование суффик-сов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления ре-чевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера (почему? Зачем? Для чего?); составление описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм объяснительной речи.
Развитие речевого творчества
Сочинение
повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составле-ние описательных
загадок об игрушках, объектах природы.
Обогащение активного словаря
Освоение и использование в речи: названий предметов и
материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево,
резина); названий живых существ и сред их обитания (земля, почва,
воздух), некоторых трудовых про-
цессов (кормление
животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка
стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений при-роды,
их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества
объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже
и т. п.), явлений
(холодно,
мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих некоторые родовые и
видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения
и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые
организ-
мы
— растут, размножаются, развиваются; посуда — это то, что
необхо-димо людям для еды, приготовления и хранения пищи и т. д.);
слов извинения,
участия, эмоционального
сочувствия.
Развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Освоение произношения свистящих и шипящих звуков; четкое воспроиз-ведение
фонетического и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить
внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи,
регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания
стихотворения.
Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи;
представ-ления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и
короткими; сравнение слов по протяженности; освоение начальных умений звукового
ана-лиза слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них
первый звук; узнавать слова на заданный звук (сначала на основе нагляд-ности,
затем — по представлению).
Знакомство с книжной
культурой,
детской литературой
Проявление интереса к слушанию литературных произведений.
Самостоя-тельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение
текста по иллюстрациям.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет инициативу
и активность в общении; решает быто-вые и игровые задачи посредством общения со
взрослыми и сверстниками.
● Без напоминания взрослого здоровается
и прощается, говорит «спаси-бо» и «пожалуйста».
● Инициативен в разговоре,
отвечает на вопросы, задает встречные, ис-пользует простые формы объяснительной
речи.
● Большинство звуков произносит
правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
● Самостоятельно пересказывает
знакомые сказки, с небольшой помо-щью взрослого составляет описательные
рассказы и загадки.
● Проявляет словотворчество,
интерес к языку.
● Слышит слова с заданным
первым звуком.
● С интересом слушает литературные
тексты, воспроизводит текст.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-
дителей
● Ребенок малоактивен в
общении, избегает общения со сверстниками.
● На вопросы отвечает
однословно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений.
● В речи отмечаются
грамматические ошибки, которых он не замечает.
● При пересказе текста нарушает
последовательность событий, требует помощи взрослого.
● Описательные рассказы бедны
по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов.
● Не проявляет словотворчества.
● Не различает слово и звук.
●
Интерес
к слушанию литературных произведений выражен слабо.
Шестой год жизни.
Старшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать монологические
формы речи, стимулировать речевое творче-ство детей.
2.
Обогащать
представления детей о правилах речевого этикета и способ-ствовать осознанному
желанию и умению детей следовать им в процессе об-щения.
3. Развивать умение соблюдать
этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
4. Обогащать словарь детей за
счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и
характерах людей.
5. Развивать умение замечать и
доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
6. Воспитывать интерес к
письменным формам речи.
7. Поддерживать интерес к
рассказыванию по собственной инициативе.
8. Развивать первоначальные
представления об особенностях литературы:
о
родах
(фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многооб-разии
жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой вы-разительности).
9. Способствовать развитию
понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и
эмоционального подтекста.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры
Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого
этикета, этикета взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе);
освое-ние и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы;
участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого
речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать во-прос,
строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу
общения).
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);
в повествовании отражать
типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно
использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо),
слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы,
очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в
родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель,
строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник,
подосиновик).
Развитие речевого творчества
Проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разно-образных
видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу,
рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно
выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно
исправлять их; использовать элементы речи-доказательства при отгадывании
загадок, в процессе совместных игр, в повсед-невном общении.
Обогащение активного словаря
за счет слов,
обозначающих: названия профессий,
учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помо-гающей в работе,
трудовых действий и качества их выполнения; личност-ные характеристики человека
(честность, справедливость, доброта, заботли-вость, верность и т. д.), его
состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные
категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д.), оттенки
цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое
дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия
обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств
предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.).
Освоение способов обобщения — объединения предметов в группы
по су-щественным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы,
по-стельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, ово-щи,
фрукты).
Освоение умения
находить в текстах литературных произведений сравне-ния, эпитеты; использовать
их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Освоение чистого произношения сонорных звуков ([л], [л’],
[р], [р’]); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного
речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств
интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных
произведений,
в процессе общения
(самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в
зависимости от содержания).
Формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Освоение представления о
существовании разных языков.
Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение»,
«гласный звук» и «согласный звук»; звуковой анализ слова.
Освоение умений: делить на слоги двух-, трехслоговые слова;
осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять
звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и
мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять
предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в
пред-ложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка,
мелкие мозаики.
Знакомство с книжной
культурой,
детской литературой
Восприятие классических и современных поэтических
произведений (ли-рические и юмористические стихи, поэтические сказки,
литературные загадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести,
рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным
содержанием; понимание об-разности и выразительности языка литературных
произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания
(например, фрагментам дет-ских энциклопедий).
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок проявляет
познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками,
делится знаниями, задает вопросы.
●
Инициативен и самостоятелен в придумывании
загадок, сказок, рассказов.
● С интересом относится к
аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
● Замечает речевые ошибки
сверстников, доброжелательно исправляет
их.
● Имеет богатый словарный
запас. Безошибочно пользуется обобщающи-ми словами и понятиями.
● Речь чистая, грамматически
правильная, выразительная.
●
Владеет
средствами звукового анализа слов, определяет основные каче-ственные
характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука
в слове.
● Самостоятельно пересказывает
рассказы и сказки, сочиняет загадки.
● Отвечает на вопросы по
содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.
● Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.
●
Различает
основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет пред-ставления о
некоторых их особенностях.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не проявляет
инициативы в общении со сверстниками.
● Допускает содержательные и
смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании
требует помощи взрослого.
● Пропускает структурные
компоненты повествовательного рассказа.
● В творческом рассказывании
недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
● Затрудняется в
аргументировании суждений, не пользуется речью-дока-зательством.
● Допускает отдельные
грамматические ошибки.
● Имеются существенные
недостатки звукопроизношения.
● Речь невыразительна.
●
Допускает
ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.
● Интерес к слушанию
литературных произведений выражен слабо.
● Ребенок не может назвать
любимых литературных произведений.
● Различает сказку, рассказ и
стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.
Седьмой год жизни.
Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать проявление
субъектной позиции ребенка в речевом обще-нии со взрослыми и сверстниками.
2. Развивать умение осознанного
выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника,
цели взаимодействия.
3.
Поддерживать использование в речи
средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов,
метафор, олицетворений.
4. Развивать речевое творчество,
учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
5. Воспитывать интерес к языку и
осознанное отношение детей к языковым явлениям.
6. Развивать умения письменной
речи: читать отдельные слова и словосо-четания, писать печатные буквы.
7. Развивать умения
анализировать содержание и форму произведения, раз-вивать литературную речь.
8. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фоль-клор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Содержание
образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений коллективного речевого взаимодействия при
выпол-нении поручений и игровых заданий (организовать работу группы,
распре-делить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг
друга, дать отчет о выполненном поручении). Использование вариативных этикетных
формул эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я
рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы
встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей
встречи», «Как жаль расставаться с тобой!», «До новых и радостных встреч!»,
«Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»).
Использование правил этикета в новых ситуациях: кто
здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что
означает рукопо-жатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при
приветствии; по-чему нельзя держать руки в карманах, здороваться и прощаться
через порог или другое препятствие.
Умение представить своего друга родителям, товарищам по
игре: кого пред-ставляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину;
познако-миться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение
де-лать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета
в процессе спора.
Развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений пересказа
литературных произведений по ролям, близко
к
тексту,
от лица литературного героя, передавая идею и содержание, вырази-тельно
воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимание и запоминание авторских средств
выразительности, использование их при пересказе, в соб-ственной речи, умение
замечать в рассказах сверстников.
Умение в описательных рассказах передавать эмоциональное
отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры,
сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику
опи-сательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности.
Составление повествовательных рассказов по картине, из личного и коллек-тивного
опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру
повествования. Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и
повествования; описания и рассуждения).
Различение
литературных жанров: сказка, рассказ, загадка, пословица, сти-хотворение.
Соблюдение в
повествовании основных характерных особенностей жанра сказки, рассказа, загадки,
стихотворения.
Самостоятельное использование в процессе общения со
взрослыми и свер-стниками объяснительной речи, речи-доказательства, речевого
планирования.
Умение образовывать сложные слова посредством слияния основ
(кофемол-ка, кофеварка, посудомоечная машина).
Самостоятельное использование в речи разных типов
предложений (про-стые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с
содержанием высказывания.
Развитие речевого творчества
Освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды
творче-ских рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование
расска-за, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по
«кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа. В творческих
рассказах использование личного и литературного опыта, индивидуальных интересов
и способностей. Умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помо-гать
им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, добро-желательно
и конструктивно исправлять их.
Обогащение активного словаря
Освоение умений:
— подбирать точные слова для
выражения мысли;
— выполнять операцию классификации — деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажир-ский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.;
— находить в художественных текстах и понимать средства
языковой вы-разительности: полисемию, олицетворения, метафоры;
использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок,
сказок, стихов.
Развитие звуковой и
интонационной культуры речи,
фонематического слуха Автоматизация и дифференциация сложных для
произношения звуков в
речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых
слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное
выделение звуков в слове, определение их последовательности,
характеристика звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный
мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове.
Освоение умений: определять количество и последовательность
слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов;
ориен-тации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки
в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Знакомство с книжной
культурой,
детской литературой Представления о некоторых особенностях литературных
жанров: сказка,
рассказ, стихотворение,
басня, пословица, небылица, загадка; проявление ин-тереса к текстам познавательного
содержания.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Ребенок
ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко зна-комится, имеет
друзей, может организовать детей на совместную деятель-ность.
● Задает вопросы, интересуется
мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни.
●
Участвует
в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова,
может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому
творчеству.
●
В
коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы
убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением
собеседника; умеет принять позицию собеседника.
● Успешен в творческой речевой
деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих
игр.
● Речь чистая, грамматически
правильная, выразительная, владеет звуко-вым анализом слов.
●
Проявляет
устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах
произведений; понимает идею произведения, ав-торское отношение к героям.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Ребенок не стремится к
сотрудничеству со сверстниками при выполне-нии заданий, поручений.
●
Неохотно
участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, за-трудняется в
выполнении творческих заданий: придумать загадку, поучаство-вать в сочинении
сказки, не использует формы речи-рассуждения.
● Не проявляет интереса к
письменной речи.
●
В
обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь на-стоять на
собственном мнении, не проявляет творчества в процессе общения
и речи.
● Используемые формулы речевого
этикета однообразны, правила этике-та соблюдает только по напоминанию
взрослого.
● Допускает грамматические
ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов.
●
При
восприятии литературного произведения понимает его содержа-ние, но затрудняется
интерпретировать подтекст, не может понять авторской позиции, не чувствителен к
языку.