08.06.2021
10.06.2021
« Познавательное развитие»
Второй год жизни. 2-я
группа раннего возраста
Задачи
образовательной деятельности От 1 года до 1 года 6 месяцев
1. Учить самым разнообразным
действиям с предметом, в том числе обследовательским.
2. Учить соотносить предметы (сравнивать) по величине, по цвету, вовле-кая детей в освоение предметов, сделанных из различных материалов (дерево, пластмасса, резина, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющих разный цвет и самые разнообразные на ощупь поверхности.
3.
Обращать
внимание на звуки, издаваемые предметами из различных ма-териалов, а также
музыкальные разнотембровые игрушки, звучащие тихо и громко (колокольчик, бубен,
погремушка и пр.).
От 1 года 6 месяцев до 1 года
9 месяцев
1.
Формировать
умение собирать предметы, формы из двух частей (как объемные, так и плоскостные
из плотных материалов — фанеры, толстого кар-тона).
2.
Учить
выбирать предметы по размеру и соответственно различать их (большой,
маленький), способствовать узнаванию предметов по форме, цвету, величине как
наиболее характерным внешним признакам и свойствам.
3.
Развивать
крупную и мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие действия с
предметами (мелкие вкладыши, «чудесный мешочек» с мел-кими игрушками разных
форм и размеров).
4.
Знакомить
с предметами, издающими различные звуки (колокольчи-ки, металлические подвесные
палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки).
От 1 года 9 месяцев до 2 лет
1.
Совершенствовать
умения собирать двух- и трехчастные дидактические игрушки; подбирать
соответствующие детали-вкладыши; раскладывать пред-меты по убывающей величине.
2.
Учить
собирать пирамидку из 2—3-х групп колец контрастных размеров, а с помощью
взрослого собирать пирамидку из 4—5 и более колец разной ве-личины.
3. Формировать элементарные
представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на
два свойства одновременно — цвет
и величину, форму и величину,
форму и цвет, используя дидактические и на-родные игрушки, бытовые предметы;
группировать однородные предметы по одному из трех признаков.
4.
Развивать
практическое экспериментирование.
Содержание образовательной деятельности
Продолжается интенсивное ознакомление с окружающим
предметным ми-ром. Обогащение его предметно-практической деятельности: развитие
инте-реса к предметам, их свойствам, качествам и способам использования.
Появ-ление разнообразных действий с игрушками и предметами быта, а также
про-стейшими орудиями (молоточками, лопатками, грабельками и др.) и способов их
применения.
На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе идет
познание физических свойств предметов. Освоение прямых и обратных действий,
по-лучение первых представлений о количестве (много, мало) — формирование
восприятия, мышления, памяти.
В сенсорике второй год жизни ребенка
условно делится на четыре этапа. От 1
года до 1 года 3 месяцев — проявление разнообразных действий
со
сборно-разборными игрушками, дидактическими пособиями. Накопле-ние впечатлений
о внешних свойствах предметов, расширение чувственного опыта.
Овладение самостоятельными действиями с игрушками и
предметами, ко-торые направлены на выполнение разного рода заданий — сравнение
предме-тов по одному признаку: по контрастной величине, по форме или цвету.
Разви-тие способности различать внешние признаки предметов и отождествлять по
одному из трех (цвету, форме, величине).
От 1 года 3
месяцев до 1 года 6 месяцев — освоение
постепенно усложняющихся действий с предметами и дидактическими игрушками.
Самостоятельное применение усвоенных действий с игрушками и разнообразным
материа-лом для активизации представлений о сенсорных эталонах.
Дети различают контрастные по величине предметы, осваивая
способы об-следования формы предметов — ощупывание, рассматривание, сравнение,
со-поставление и т. д.
Определение
детьми связи формы конкретных предметов с ее обобщенным выражением.
Использование опредмеченных слов-названий помогает разви-тию и углублению
восприятия формы, цвета и величины предмета, поскольку активный словарный запас
ребенка естественным образом отстает от развития непосредственного восприятия
предмета (освоение через предэталоны).
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев — продолжение
знакомства с цве-том, формой, величиной. Задачи сенсорного развития усложняются.
Осуществление выбора и соотнесение из двух заданных форм;
дети пере-ходят к заданиям на выбор двух форм из четырех разновидностей.
От 1 года 9 месяцев до 2 лет — усложнение
сенсорного развития и содержание деятельности с игрушками и дидактическим
материалом.
Различение предметов по форме при сборке и раскладывании
полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из 2—3-х деталей. Понимание ребенком
слов, соответствующих промежуточной величине предмета.
Выполнение задания с одновременной ориентировкой на два
свойства.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок уверенно вкладывает
плоскостные и объемные фигуры в от-верстия соответствующих форм (доски Сегена,
сортеры).
● Группирует предметы по цвету
(основные), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр).
● Умеет расположить предметы в
порядке увеличения и уменьшения.
● Успешно выполняет
конструирование из кубиков и включает их в игру.
● Активно экспериментирует с
предметами, действуя по-разному (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие,
катает).
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Ребенок не демонстрирует
уверенности в группировке предметов по основным признакам.
● Затрудняется расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения.
●
Не
проявляет активности в разнообразном использовании предметов.
Третий год жизни. 1-я
младшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать интерес и
активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами,
песком, водой и снегом.
2.
Формировать
представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира,
развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового,
осязательного, вкусового, обонятельного.
3.
Формировать
обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет,
форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между
собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая
пары, группы.
4.
Поддерживать положительные
переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление,
любопытство при восприятии природных объектов.
5. Содействовать запоминанию и
самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма,
размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий,
больше, меньше).
Содержание образовательной деятельности
Дети 2—3-х лет осваивают простейшие действия, основанные на
перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия
переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы
обследования; сравнение предметов по свойству, определение сход-ства —
различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предмет-но образцу
(по цвету, форме, размеру).
Дети
осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это как мячик; как
платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).
Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы,
длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.
Проявление интереса к количественной стороне множеств
предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют
один, два предмета.
Освоение цветов спектра, использование в собственной речи
некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.
Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник,
треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание» фигуры.
Различение по величи-не, сравнивание трех предметов по величине.
В процессе ознакомления с
природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны
ребенку для непосредственного вос-приятия.
Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить
в бли-жайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях.
Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях,
их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение от-дельных
признаков конкретных животных и растений как живых организмов.
Получение
первичных представлений о себе через взаимодействие с при-родой.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок с интересом и
удовольствием действует со взрослым и само-стоятельно с предметами,
дидактическими игрушками и материалами.
●
Успешно выделяет и учитывает цвет, форму,
величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда
практических действий.
● Группирует в соответствии с
образцом предметы по цвету, форме, вели-чине и другим свойствам при выборе из
четырех разновидностей.
● Активно использует
«опредмеченные» слова-названия для обозначения формы.
●
Начинает
пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, ча-сто еще в отрыве от конкретного
предмета (синим он может называть и жел-тый, и зеленый предметы).
● Проявляет активность и
интересуется животными ближайшего природ-ного окружения, замечает цветущие
растения, явления природы.
● По показу воспитателя
обследует объекты природы, использует разно-образные обследовательские
действия.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
●
Ребенок
пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не поль-зуется действиями,
показывающими увеличение или уменьшение, сопостав-ление, сравнение. Выполняет
аналогичное только в совместной со взрослым игре.
● В основном раскладывает,
перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм,
размеров, чисел, не пользуется.
● У ребенка отсутствует интерес
к действиям с предметами и дидактиче-скими игрушками как вместе со взрослым,
так и самостоятельно.
● Малыш не способен найти по
образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству.
● У ребенка отсутствует
стремление учитывать свойства предметов в про-дуктивной деятельности.
● Малыш не понимает слов,
обозначающих основные свойства и резуль-таты сравнения предметов по свойству.
● Равнодушен к природным
объектам.
● У ребенка недостаточно
развиты обследовательские умения и поисковые действия.
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать детское
любопытство и развивать интерес детей к со-вместному со взрослым и
самостоятельному познанию (наблюдать, обследо-вать, экспериментировать с
разнообразными материалами).
2. Развивать познавательные и
речевые умения по выявлению свойств, ка-честв и отношений объектов окружающего
мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов
(погладить, надавить, поню-хать, прокатить, попробовать на вкус, обвести
пальцем контур).
3.
Формировать представления о
сенсорных эталонах: цветах спектра, гео-метрических фигурах, отношениях по
величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности
(наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и
других видах деятельности).
4.
Обогащать представления об объектах
ближайшего окружения и поддер-живать стремление отражать их в разных продуктах
детской деятельности.
5.
Развивать
представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о
делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
6. Расширять представления детей
о детском саде и его ближайшем окру-жении.
Содержание
образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый,
зеленый, си-ний, фиолетовый, черный, белый, освоение 2—4-х слов, обозначающих
цвет.
Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и
название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник,
звезда, крест).
Использование (при поддержке взрослого) простейших способов
обследо-вания с использованием разных анализаторов: рассматривание,
поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и
др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские
дей-ствия.
Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1—2-м
признакам, выделение сходства и отличия.
Овладение действием соединения в пары предметов с ярко
выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно
образ-цу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
Формирование первичных
представлений о себе,
других людях Проявление интереса к занятиям детей и взрослых.
Различение детей и
взрослых
в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде.
Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрос-лых и детей
разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.
Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих
воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки,
книги, по-суда, чем можно пользоваться.
Освоение
представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принад-лежности,
возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей
семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой
ребенок живет, группу детского сада.
Ребенок открывает мир природы
Освоение представлений об объектах и явлениях неживой
природы (солн-це, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных,
особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.
Различение растений ближайшего природного окружения по
единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части
растения (лист, цветок).
Знание об элементарных потребностях растений и животных:
пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями,
про-являет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого
у животных растений, людей
(воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бе-гаю, прыгаю, ем кашу).
Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе
(осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают;
исчезают насекомые и т. д.).
Освоение простейших способов
экспериментирования с водой, песком.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем
Освоение умения
пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как кры-ша»), эталонами форм: шар,
куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно
практиче-ски действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью
получения какого-либо образа, изменять полученное.
Освоение
простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше
(меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру,
ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентировать-ся в небольшом
пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов
по свой-ствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы
предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5
предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к
сосчиты-ванию небольших групп предметов (3—5 предметов).
Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок любопытен, задает
вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»
Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет,
размер предметов и объектов, владеет не-сколькими действиями обследования.
● С удовольствием включается в
деятельность экспериментирования, ор-ганизованную взрослым.
● Проявляет эмоции радостного
удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств
предметов.
● Задает вопросы о людях, их
действиях. Различает людей по полу, воз-расту (детей, взрослых, пожилых людей)
как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
●
Знает
свои имя, фамилию, пол, возраст.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● Малоактивен в игре-экспериментировании,
использовании игр и игро-вых материалов, обследовании, наблюдении.
● Не учитывает сенсорные
признаки предметов в практической деятель-ности.
● Небрежно обращается с
предметами и объектами окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения.
● Не проявляет речевую
активность.
● Не проявляет интерес к людям
и к их действиям.
● Затрудняется в различении
людей по полу, возрасту как в реальной жиз-ни, так и на иллюстрациях.
Пятый год жизни.
Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
1.
Обогащать
сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприя-тие и самостоятельное
обследование окружающих предметов (объектов) с опо-рой на разные органы чувств.
2.
Развивать
умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но
и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его
назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру,
количеству) и прослеживать изменения объек-тов по одному-двум признакам.
3. Обогащать представления о
мире природы, о социальном мире, о пред-метах и объектах рукотворного мира.
4. Проявлять познавательную
инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в
выполнении и достижении результата.
5.
Обогащать социальные представления о
людях — взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных
отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и
детьми.
6. Продолжать расширять
представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
7. Развивать элементарные
представления о родном городе и стране.
8.
Способствовать
возникновению интереса к родному городу и стране.
Содержание
образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение и называние цветов спектра — красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2—3 оттенка
цвета (светло-зеленый, темно-синий).
Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат,
овал, пря-моугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей.
Использование сенсорных эталонов для оценки свойств
предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).
Сравнение
предметов, выделение отличия и сходства по 2—3-м признакам, освоение
группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фак-туре
поверхности). Описание предмета по 3—4-м основным свойствам.
Отражение признаков предметов
в продуктивных видах деятельности. Формирование первичных представлений о
себе, других людях Овладение умениями сравнивать людей
разного возраста и пола, видеть
особенности
внешности, прически, одежды, обуви, подбирать одежду и обувь в зависимости от
сезона.
Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых,
развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные
действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии.
Проявление интереса к общению со сверстниками. Освоение
представле-ний о некоторых особенностях мальчиков и девочек, их именах, любимых
за-нятиях, игрушках, взаимоотношениях друг с другом.
Освоение представлений о себе — своих полного имени,
фамилии, возрас-та, пола, любимых занятий. Осознание некоторых своих умений,
знаний, воз-можностей, желаний. Освоение умений отражать их в речи. Проявление
инте-реса к особенностям своего организма, заботы о нем.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве Родной город: освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными пра-вилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему «Мой город».
Освоение
начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных
праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.
Ребенок открывает мир природы
Знакомство с новыми представителями животных и растений.
Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.
д.), рас-тений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов
(сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т. д.). Сравнение хорошо знакомых
объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных
признаков сходства.
Определение назначения основных органов и частей растений,
животных, человека (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой
расте-нию и т. д.) в наблюдении и экспериментировании.
Различение и называние признаков живого у растений, животных
и челове-ка (двигаются, питаются, дышат, растут).
Накопление фактов о жизни животных и растений в разных
средах обита-ния, установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых
детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с
помо-щью плавников, дышат жабрами т. д.).
Наблюдение признаков приспособления растений и животных к
изменя-ющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо
знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие
стадии и их последовательность.
Различение домашних и диких животных по существенному
признаку (ди-кие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит
человек и т. д.).
Распределение животных и растений по местам их произрастания
и обита-ния (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т. д.).
Составление описательных рассказов о хорошо знакомых
объектах при-роды. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения .
Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.
д.), установ-ленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем Использование эталонов с целью определения свойств
предметов (форма,
длина, ширина, высота,
толщина).
Сравнение объектов по пространственному расположению (слева
(справа), впереди (сзади от...)), определение местонахождения объекта в ряду
(второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что
сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений
пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые
знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
Освоение практического деления целого на части, соизмерения
величин с помощью предметов-заместителей.
Понимание и использование числа как показателя количества, итога
счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий,
предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизве-дения
групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по по-рядку до
5—6.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Ребенок
проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («По-чему?», «Зачем?»,
«Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в
продуктивной деятельности.
● С удовольствием включается в
исследовательскую деятельность, ис-пользует разные поисковые действия; по
собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его
результаты.
● Проявляет наблюдательность,
замечая новые объекты, изменения в бли-жайшем окружении
● Понимает слова, обозначающие
свойства предметов и способы обсле-дования, использует их в своей речи;
● Откликается на красоту
природы, родного города.
● Проявляет интерес к другим
людям, их действиям, профессиям.
● Различает людей по полу,
возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
● Знает свои имя, фамилию,
возраст, пол, любимые занятия и увлечения.
● Проявляет интерес к городским
объектам, транспорту.
● По своей инициативе выполняет
рисунки о городе, рассказывает стихи.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
● У ребенка отсутствует интерес
к исследованию новых, незнакомых предметов, он не умеет наблюдать.
● Не сформированы основные
эталонные представления, его речевая ак-тивность низкая.
● Часто неадекватно отображает
признаки предметов в продуктивной деятельности.
● В поведении ребенка часто
повторяются негативные действия по отно-шению к объектам ближайшего окружения.
● Ребенок не проявляет интереса
к людям и к их действиям.
● Затрудняется в различении
людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
● Не знает название родной
страны и города.
●
Не
интересуется социальной жизнью города.
Шестой год жизни.
Старшая группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать интерес к
самостоятельному познанию объектов окружающе-го мира в его разнообразных
проявлениях и простейших зависимостях.
2. Развивать аналитическое
восприятие, умение использовать разные спо-собы познания: обследование
объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым
свойством предмета, сравнение по разным осно-ваниям (внешне видимым и скрытым
существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
3. Развивать умение отражать
результаты познания в речи, рассуждать, по-яснять, приводить примеры и
аналогии.
4. Воспитывать
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям,
предметам).
5. Поддерживать творческое
отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
6.
Обогащать
представления о людях, их нравственных качествах, гендер-ных отличиях,
социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотно-шений взрослых и
детей.
7. Развивать представления
ребенка о себе, своих умениях, некоторых осо-бенностях человеческого организма.
8. Развивать представления о
родном городе и стране, гражданско-пат-риотические чувства.
9.
Поддерживать
стремление узнавать о других странах и народах мира.
Содержание
образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических
цветов (чер-ный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый),
3—5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...),
теплых и холодных оттенков.
Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат,
овал, пря-моугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов
воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять
(с по-мощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы,
вершины).
Использование сенсорных эталонов для оценки свойств
предметов (фураж-ка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки,
книга тяжелее тетрадки).
Освоение
умений выделять сходство и отличие между группами предметов. Проявление умения
сравнивать предметы, выделять 3—5 признаков сход-ства и отличия, группировать
предметы по разным основаниям преимуще-ственно на основе зрительной оценки;
различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру,
громкости, длительности; звуки
родного языка).
Формирование первичных
представлений о себе,
других людях
Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение
пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств,
умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.
Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен,
имени и отчества. Освоение представлений о многообразии социальных ролей,
выполняемых взрослыми. Понимание труда людей как основы создания богатства
окружающего мира.
Освоение представлений о себе и семье: о своих имени,
фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов
семьи, профессиях родителей . Овладение некоторыми сведениями об организме,
понимание назначения отдельных органов и условий их нормального
функ-ционирования.
Формирование первичных
представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о своем городе (селе) — названия
родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких,
основных досто-примечательностях). Освоение представлений о названии ближайших
улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов,
поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил
поведения в общественных учреждениях города.
Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений
о ее сто-лице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о
содержании основных государственных праздников России, ярких исторических
событиях, героях России.
Понимание многообразия россиян разных национальностей —
особенно-стей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам,
пес-ням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям
разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить
счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.
Освоение представлений о других
странах и народах мира. Понимание, что
в других странах есть свои
достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни
людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся
беречь Землю и дружить.
Ребенок открывает мир природы
Увеличение объема представлений о многообразии мира
растений, живот-ных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных
животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище).
Об-наружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния при-родных
объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья
опутаны паутиной).
Сравнение растений и животных по разным основаниям,
отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы,
звери, на-секомые) по признакам сходства. Установление сходства между
животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.)
и отли-чия (думает, говорит и т. д.).
Представления о неживой природе как среде обитания животных и расте-ний, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных изменений в природе
(смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых,
птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
Накопление представлений о жизни животных и растений в
разных клима-тических условиях: в пустыне, на Севере (особенности климата,
особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
Установление стадий роста и
развития хорошо знакомых детям животных
и растений, яркие изменения
внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
Развитие представлений о природных сообществах растений и
животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их
совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень,
поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т.
д.).
Понимание
разнообразных ценностей природы (эстетическая, познаватель-ная, практическая
природа как среда жизни человека).
Осознание правил поведения в
природе.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем Использование приемов сравнения, упорядочивания и
классификации на
основе
выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..;
столько же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения
(часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на
сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая
четвертью.
Овладение умениями
пользоваться числами и цифрами для обозначения ко-личества и результата
сравнения в пределах первого десятка.
Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного
размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и
умень-шать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение
со-става чисел из двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между
объ-ектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования,
про-странственные и временнûе зависимости.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
●
Ребенок
проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные
представления о мире, отражает свои чувства и впе-чатления в предпочитаемой
деятельности.
●
Активен
в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе
наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку
и сообразительность в процессе их решения.
● Знает название своей страны,
ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
● Рассказывает о себе и своей
семье, собственных увлечениях, достиже-ниях, интересах.
● Проявляет интерес к жизни
семьи, уважение к воспитателям, интересу-ется жизнью семьи и детского сада.
● Хорошо различает людей по
полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в
реальной жизни, так и на ил-люстрациях.
● Хорошо знает свои имя,
фамилию, возраст, пол.
● Проявляет интерес к городу
(селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях,
событиях городской жизни.
● Знает название своей страны,
ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
● Проявляет интерес к жизни
людей в других странах.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Отсутствует интерес к
окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению).
● Не сформированы возрастные
эталонные представления, представле-ния о мире поверхностны, часто ошибочны.
● Ребенок не способен
самостоятельно организовать поисково-ис-следовательскую деятельность, не
выделяет результат познания.
● Не проявляет положительного
отношения и интереса к людям, к их жиз-ни в семье и в детском саду.
● Затрудняется в различении
людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
● Социальные представления о
родной стране и других странах мира ограничены.
●
Познавательный
интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
Седьмой год жизни.
Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать самостоятельность,
инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности,
поддерживать проявления индивидуально-сти в исследовательском поведении
ребенка, избирательность детских инте-ресов.
2.
Совершенствовать познавательные
умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу,
использовать разные способы провер-ки предположений, использовать вариативные
способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать,
классифицировать объекты.
3.
Развивать
умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход,
договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои
предположения, представлять совместные результаты позна-ния.
4.
Воспитывать
гуманно-ценностное отношение к миру на основе осозна-ния ребенком некоторых
связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
5.
Обогащать
представления о людях, их нравственных качествах, гендер-ных отличиях,
социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотно-шений взрослых и
детей.
6. Способствовать развитию
уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства
собственного достоинства.
7.
Развивать самоконтроль и
ответственность за свои действия и поступки.
8. Обогащать представления о
родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
9. Формировать представления о
многообразии стран и народов мира, не-которых национальных особенностях людей.
10. Развивать интерес к отдельным
фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
11. Развивать толерантность по
отношению к людям разных национально-
стей.
Содержание
образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических
цветов; 5—7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения
смешивать цве-та для получения нужного тона и оттенка.
Различение и
называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.),
выделение структуры плоских и объемных геометриче-ских фигур. Освоение
классификации фигур по внешним структурным при-знакам (треугольные,
пятиугольные и т. п.). Понимание взаимосвязи (с помо-щью воспитателя) между
плоскими и объемными геометрическими фигурами.
Сравнение нескольких предметов по 4—6 основаниям с
выделением сход-ства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов
(разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла),
осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
Формирование первичных
представлений о себе,
других людях
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и профес-сиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
|
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их
поведения, зна-ний, действий, личных качеств, обучения в школе.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети
уважают стар-ших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое,
защи-щают слабых.
Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве,
фами-лии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания.
Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и
ближай-ших родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение
представ-лениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать
в повседневной жизни.
Формирование первичных
представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии
улиц, не-которых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание
назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение
представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и
выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране — ее государственных
символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества,
некото-рым выдающимся людям России. Освоение стихотворений , песен, традиций
разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участво-вать в
праздновании государственных праздников и социальных акциях стра-ны и города.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей,
многооб-разии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран
и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлеж-ности),
национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к
миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют при-роду, чтят
своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев
народов мира. Осознание необходимости проявлять толерант-ность по отношению к
людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы
Наблюдение как способ познания многообразия природного мира
на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных
климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и
жизнедеятельности, инди-видуальное своеобразие и неповторимость. Представления
о небесных телах и светилах.
Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со
сверстниками) экс-периментирование по выявлению свойств и качеств объектов и
материалов
Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния
растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор соответствующих способов помощи.
Развитие представлений о
жизни растений и животных в среде обитания,
о
многообразии
признаков приспособления к среде в разных климатиче-ских условиях (в условиях
жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
Установление
цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена
времен года).
Представления о росте, развитии и размножении животных и
растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его
циклич-ность на конкретных примерах.
Обобщение представлений о живой природе (растения, животные,
человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и
развиваются, размножаются, чувствуют).
Накопление представлений о городе как сообществе растений,
животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что
Зем-ля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного
человека (чело-век знает и выполняет правила поведения, направленные на
сохранение при-родных объектов и собственного здоровья), о природоохранной
деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает
молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека
и удо-влетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность,
прак-тическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное
пони-мание самоценности природы (растения и животные живут не для человека,
каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений,
рассужде-ния о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека,
со-ставление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное
применение правил взаимодействия с растениями и животны-ми при осуществлении
различной деятельности.
Первые шаги в математику. Исследуем и
экспериментируем
Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с
количествен-ной, пространственно-временнîй точек зрения, замечать
сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные
обозначения, как обще-принятые, так и предложенные детьми.
Проявление особого интереса к цифрам как знакам чисел, к их написанию,
использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел
в пределах первого десятка.
Освоение умения составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание.
Проявление умений практически устанавливать связи и
зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч.
причинно-след-ственные в рядах и столбцах); решение логических задач.
Проявление умения предвидеть конечный результат
предполагаемых изме-нений и выражать последовательность действий в виде
алгоритма.
Результаты
образовательной деятельности Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок отличается широтой
кругозора, интересно и с увлечением де-лится впечатлениями.
● Организует и осуществляет
познавательно-исследовательскую деятель-ность в соответствии с собственными
замыслами.
● Проявляет интерес к предметам
окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные
взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя
в сходных предметах от-личие, в разных — сходство.
● Может длительно
целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во
времени.
● Проявляет познавательный
интерес к своей семье, социальным явлени-ям, к жизни людей в родной стране.
Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.
● Рассказывает о себе,
некоторых чертах характера, интересах, увлечени-ях, личных предпочтениях и
планах на будущее.
● Проявляет интерес к
социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов
мира.
● Знает название своего города
и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые
достопримечательности города и страны.
● Имеет некоторые представления
о жизни людей в прошлом и насто-ящем, об истории города, страны.
Вызывает
озабоченность и требует совместных усилий педагогов и ро-дителей
● Снижена познавательная
активность, познавательный интерес не про-является.
● Кругозор ограничен,
представления бедны и примитивны.
● Свойственна речевая пассивность
в процессе обследования и экспери-ментирования.
● Ребенок имеет скудный объем
представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них.
● Социальные представления о
социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны.
● Ребенок не проявляет интереса
к настоящему и прошлому жизни род-ной страны, не стремится рассуждать на эти
темы.
● Имеет крайне ограниченные
социальные представления о мире, других странах, жизни разных народов.