«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

10.11.2021

Консультация для родителей

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.

Педагогический потенциал семьи  во многом зависит от  материальных условий, которые она может создать  для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д.  Важно  и то, как семья умеет распорядиться  теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги.

Убедительным показателем актуальности экономического воспитания  дошкольников является  привлечение родителями детей к домашней работе.

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема  экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.

Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка  в детском саду. Такие дети выгодно отличаются  от своих сверстников по уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются  на таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя  иногда за некоторыми столами  сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые  дежурные учитывают  это и предлагают ребенку сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать  и розеток мыть); предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать  их на улице, чтобы не сокращать время  прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.

Именно в семье, благодаря  искусству   ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое  образование  и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит  мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и  видит их озабоченность по поводу  предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.

Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир экономики понятные, очень важные для  социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети  должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.Хочу такой сайт

Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя  и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления  о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах  их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»).              Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада  - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать  детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи.  Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет  должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве.Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать  на себя взрослые  и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д.Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя  в игровом уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы  включения ребенка  в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе  или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет  не столько о покупательной и накопительной способности  денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса  к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей  является знакомство детей   с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки  с изображением разного вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.

Посещение магазинов  с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно  готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег  - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка  только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является  воспитание полезных  привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается  в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства,  теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.

 

Наверх

-

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».