10.11.2021
Консультация для родителей
«Взаимодействие педагогов и родителей
в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Одна
из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает
хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать
материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.
Педагогический
потенциал семьи во многом зависит
от материальных условий, которые она
может создать для ее существования:
жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д.
Важно и то, как семья умеет
распорядиться теми благами, которыми она
располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую
очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги.
Убедительным
показателем актуальности экономического воспитания дошкольников является привлечение родителями детей к домашней
работе.
В
педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья.
Одной из таких является проблема
экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить
важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его
адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.
Молодым,
а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам
домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели
воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные
навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка в детском саду. Такие дети выгодно
отличаются от своих сверстников по
уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию
помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда
опираются на таких детей в организации
бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений,
обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя.
Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них
действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми столами сидит по одному ребенку, ставят приборы
отсутствующим детям. Однако некоторые дежурные
учитывают это и предлагают ребенку
сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать и розеток мыть); предлагают вынести обрезки
цветной бумаги на участок и сортировать
их на улице, чтобы не сокращать время
прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного,
бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым
они пользуются.
Именно
в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их
умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства
(хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже
получают первоначальное экономическое
образование и первый опыт
экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей,
их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно
прочно.
Когда
ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для
каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!»,
отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не
остались!») – все это не проходит мимо
внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой,
бабушкой, постоянно занятых делом, и
видит их озабоченность по поводу
предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель
происходящего.
Поскольку
экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это
учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не
случайно мы выбрали для вхождения в мир экономики понятные, очень важные
для социальной адаптации явления. У
ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления,
которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.
Дети
должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их
деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и
дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит
директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий
связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики:
профессия может иметь совсем другое название.
Старшим
дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может
быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты,
фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного
отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста
пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные
представления о труде взрослых помогают
детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название
разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что
они делают на работе, т.е. результаты работы и др.
Часто
о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки,
которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми
впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а
выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). Дети рано начинают понимать, что
причина посещения детского сада - работа
мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы
не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.Мы хотим
подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы,
о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться
за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за
успехи других и за свои собственные удачи.
Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У
конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза,
ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины
«трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень
опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет
должно складываться объективное, реальное представление о той или иной
профессии.
Самым
действительным средством трудового воспитания детей является личное участие
детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь
в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в
своем собственном хозяйстве.Но родители как раз жалуются, что дети делают это с
большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней
генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка
его требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и всякий раз мотивировать необходимость
участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо
отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и
т.д.Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у
себя в игровом уголке или комнате. Но
все-таки надо искать разнообразные способы
включения ребенка в домашние
дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается
для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный
труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в
семье, так и детском саду.
Одним
из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является
знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением
– деньги. Можно убедиться, что речь идет
не столько о покупательной и накопительной способности денег, сколько о деньгах как
культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги,
что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них
нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных
стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут
внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни.
Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что
деньги зарабатывают.
Полезным
для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных
потребностей является знакомство
детей с понятием бюджет. Программа
рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из
денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают
материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить
карточки с изображением разного вида
расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид
расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с
разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от
первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.
Посещение
магазинов с родителями – еще один путь
приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного –
нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно
готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама
предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную
сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда
на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и
посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка
– предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.У
некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто
инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше
денег - купишь, что захочешь». Иногда
такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает
выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не
зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть
принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком,
которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он
хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни
ребенка только тогда, если не будет
способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Очень
важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея
данной части программы заключается в
следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны
деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить;
приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб
она долго служила людям.
В
итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике
– это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в
обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Любая
педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного
взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие
проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут
многому научить самих педагогов.