10.11.2021
На сегодняшний день в дошкольном возрасте
практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с
плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно
ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число
недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми
расстройствами.
Причин роста патологии множество. Это
плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности,
информационные и нейропсихические перегрузки.
Современное общество предъявляет высокие
требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности
ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране
здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо
приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском
учреждении, и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте,
аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно -
гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время
разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют
физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей
– это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением.
«Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не
истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».
И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание.
Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система
организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические
упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и
совершенствованию памяти. Ведь совсем не зря А.Шварценеггер говорит: «Основное
внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии
двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это
азбука движений.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный,
любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и
интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по
полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться,
во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых,
дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть
своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном
определяют уровень здоровья детей.
К нетрадиционным формам (методам)
оздоровления относятся:
Существует множество нетрадиционных
методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Это использование нетрадиционных методов
закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и
«Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются
одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня
заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Закаливание способствует укреплению
здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского
учреждения, так и для дома.
При хождении босиком укрепляются своды и
связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет
профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме,
улучшается умственная деятельность.
Закаливание лучше начинать с бодрящей
гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у
него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает
бодрое, радостное настроение.
Дыхательная гимнастика повышает обменные
процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах
дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.
Массаж – это механическое воздействие
специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный
массаж).
Еще одним из наиболее часто используемых
методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом,
данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка,
но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Также к нетрадиционным методам
оздоровления относится:
Гимнастика для глаз, музыкотерапия (сон
под музыку, пение), аутотренинг и психогимнастика,- это лечение искусством
(лепка, рисование пальцами, рисование сухими листьями и т.д.), снимает у любого
ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги,
сказкотерапия -это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские,
специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие
другие.; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка
правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц
можно применять такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров»
(дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки),
песочная терапия – игротерапия (игры с песком), игропластика включает в себя
пальчиковую гимнастику, релаксация и т.д.
Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет
на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы.
Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать
формированию представлений об окружающем мире.
Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим
определение здоровью. (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод: здоровье
- это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое,
духовное благополучие человека.
Главной задачей ДОУ является сохранение и
укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.
Для эффективного решения данной проблемы в
дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это
такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех
этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и
методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения
здоровья. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные
методы: коррекционную гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, дыхательную
гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются
составляющими здоровъесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось,
уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми методами. Буду рада,
если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Гимнастика для глаз.
Зрение — основной источник знаний о
внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и
бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на
орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него
информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи.
Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая
задача родителей и педагогов.
Гимнастика для глаз способствует более
быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного
материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
2. Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой
моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного
мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление,
внимание, память, воображение.
Снимает тревожность
Педагоги, выполняют пальчиковую
гимнастику:
Пальчиковые игры «Гусенок» и «Птички
клюют»
Пальчиковые массажные игры с
использованием бельевых прищепок.
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики
для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с разнообразными
предметами.
Такие игры является эффективным
способом развития тактильной чувствительности, координации движений
пальцев и кистей рук. Также стимулируют развитие пространственно -
образного мышления и творческих способностей.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми
в период подготовки детей к школе.
Музыка же в свою очередь создает
благоприятный эмоциональный фон, учит вслушиваться и повторять заданный ею
ритм, повышает активность.
Массаж «Птички клюют»
Массаж проводится с помощью не тугих
пластмассовых прищепок. Поочередно «кусаем» подушечки пальцев от большого
пальца к мизинцу.
Снегири и сорока, и клест и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Музыкальные массажные игры с шишками.
Играя с шишками, дети познают окружающий
мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят
силу рукам, гибкость, свободу движений. Это прекрасный природный
стимулятор речи ребенка.
Обучение действиям с шишками лучше
начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не
вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие
шишки.
Педагог предлагает детям корзину, в
которой лежат еловые и сосновые шишки. И задает примерные вопросы: С какого
дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?
Далее педагог показывает и выполняет
вместе с детьми круговые движения шишкой между ладонями.
Такие игры под музыкальное
сопровождение дарят детям положительные эмоции, раскрепощают, помогают созданию
сказочного сюжета.
Сказка, о которой пойдет речь в
предложенных играх посвящена маленькому мишутке.
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут,
Колются не больно,
Малыши довольны.
3 Дорожка Здоровья.
Плоскостопие приносит ребенку много
неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное
внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики
плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и
педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды
деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся
детям, и они с удовольствием их выполняют.
4 Физкультминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
5 Фиточай
Фиточай - это чай, приготовленный из листьев,
цветков и плодов лесных, луговых и садовых растений.
Это одно из древнейших лечебных средств.
Фиточай помогает восстановить силы,
повышает иммунитет и жизненный тонус. Фиточаи широко применяются в фитотерапии
при лечении многих болезней. Кроме лечебных свойств, фиточаи обладают тонким и
изысканным ароматом, приятным вкусом.
Чай с шиповником – это не просто напиток, но также и
уникальная кладезь витаминов, дарящая организму жизненные силы!
Мята имеет набор полезных свойств и используется в лечении
и профилактике множества заболеваний. Содержание в ней эфирного масла
составляет 3%, мята содержит пинен, пиперитон, дубильные вещества. Существует
больше 25 видов растения. Кроме ментола, в мяте содержится аскорбиновая кислота
и каротин.
К полезным свойствам мяты относятся:
болеутоляющее;
сосудорасширяющее;
успокаивающее;
тонизирующее и т. д.
Чай с мятой хорошо помогает при лечении
простудных и вирусных заболеваний. Свежий чай избавит от головной боли и
мигрени, устранит первые симптомы простуды.
На взрослый организм, чай с мятой влияет
успокаивающе. Но вот влияние на организм ребенка до конца не известно. Мята,
содержание в ней ментола, может спровоцировать у ребенка аллергию, кожный зуд,
сыпь. Чай с мятой следует давать ребенку старше 3 лет, и желательно после
консультации с педиатром, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
6. «Релаксация»
Ритм жизни человечества в наше время
вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных,
бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке.
Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного
ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на
усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать
внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь
ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного
расслабиться и получить удовольствие.
Включается звуки лесного водопада
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте
глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы
идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И
вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук.
И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух
здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в
воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на
ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и
продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет
ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете
легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас…
Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые
вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох.
Откройте глаза. Потянитесь.
Таким образом, используя каждую из
рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем
результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем ценностные
ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей . А главное – всё это доставляет огромное
удовольствие.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!