15.06.2021
15.06.2021
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С
СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействие
педагога
с родителями
детей 2-й младшей группы
Одним из
важных принципов технологии реализации программы «Дет-ство» является совместное
с родителями воспитание и развитие дошкольни-ков, вовлечение родителей в
образовательный процесс ДОО. При этом сам вос-питатель определяет, какие задачи
он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать
с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного
воспитания дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте
большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с
педагогами ДОО. Поэтому задача пе-дагога — заинтересовать родителей
возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль
в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями
ДОО, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами,
которые будут ра-ботать с их детьми.
Вместе с тем
в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между
педагогами и родителями. В общении с родителями воспи-татель показывает свою
заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты,
которыми обладает каждый малыш, вселяет в ро-дителей уверенность, что они
смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций,
родительских собраний педагог не только ин-формирует родителей, но и
предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой,
обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его
сотрудничества с се-мьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих
педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия
педагога с семьями дошкольников
1.
Познакомить
родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и
художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к
условиям ДОО.
2. Помочь родителям в освоении
методики укрепления здоровья ребенка
в
семье,
способствовать его полноценному физическому развитию, освоению
культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.
Познакомить
родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии
дошкольников. Совместно с родителями развивать доб-рожелательное отношение
ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональ-ную отзывчивость к близким, уверенность
в своих силах.
4.
Совместно
с родителями способствовать развитию детской самостоя-тельности, простейших
навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития
самостоятельности дошкольника дома.
5.
Помочь
родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности,
накоплении первых представлений о предметном, при-родном и социальном мире.
6.
Развивать
у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребен-ком дома, познакомить
их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных
видах художественной и игровой деятельности.
Направления
взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м
о н и т о р и н г
В
ходе
организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно
изучить своеобразие семей, особенности семейного воспита-ния, педагогические
проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует
методы первичной диагностики: анкетирование роди-телей на тему «Мой ребенок», беседа
с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в
утренний и вечерний отрезки времени.
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в
утренний и ве-черний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на
следующие показатели.
Эмоциональный
настрой ребенка на общение со взрослым
(ребенок встреча-ется с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с
нежеланием, раздраженно).
Эмоциональный настрой
взрослого на
общение с ребенком (взрослый вступает в общение с
удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно).
Особенности взаимодействия
взрослого и ребенка в общении: сотрудни-чают, умеют договориться; не взаимодействуют,
каждый занимается своим де-лом; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной
тактики родителя:
при затруднениях взрослый настаивает, угрожает
наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
Типичная позиция, которую занимает
каждый в общении. Лидер (ука-зывает, направляет,
заставляет, оценивает), партнер (советуется, сочувствует, напоминает,
интересуется, согласовывает), отстраненный (выслушивает, от-влекается,
молчит, задает формальные вопросы) или др.
Возникающие трудности общения, конфликты,
их причины, пути выхода из затруднительных
ситуаций.
Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю
общую карти-ну их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику
воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.
Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть ис-пользована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель пред-лагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка»
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и
особенно-сти воспитания и развития ребенка глазами родителя, что даст
возможность в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
П е д а г о г и ч е с к а я п
о д д е р ж к а
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя
и роди-телей в младшем дошкольном возрасте — организовать условия для
благопо-лучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог
подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит
от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития
элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие
совместные формы взаимодействия с родителями.
«Первое знакомство», когда мама вместе с ребенком впервые ненадолго приходят
в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет его в детском
саду (шкафчиком в раздевалке, интересными игрушками, кроват-кой в спальне),
ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятель-ности — порисовать
красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.
«Вместе с
мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто-нибудь из близких малыша принимают
участие в совместных играх и других видах деятельности.
«Делаем рисунок (поделку) в
подарок группе».
Для родителей
младших дошкольников, которые только поступили в дет-ский сад, особенно важно
помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка,
узнать, какие возможности для развития ребенка есть в ДОО. Для этого педагоги
проводят совместный праздник для родителей
с
детьми
«Здравствуй, детский сад!» для вновь поступивших воспитанников. Его цель —
эмоциональное сближение всех участников педагогического про-цесса, общение в
неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности ДОО.
В
беседах
с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможны-ми средствами
повышения своей психолого-педагогической компетентности. Это знакомство с
материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у
педагогов и специалистов ДОО, посещение программ психолого-педагогического
образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы
«Знаю ли я своего ребенка», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим
талантливого ребенка». В дальнейшем
с
помощью
ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о
планируемых в ДОО мероприятиях и выбирают наиболее значи-мые и интересные для
себя.
Постепенно воспитатель включает родителей в активное
сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие
ребенка. Так, на-пример, развивая у детей чувство привязанности к своим
близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение
этих задач роди-телей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом,
узнают и называют близких родственников (бабушка — мамина мама, тетя Вера —
ма-мина сестра), рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и заботе по
отношению к ним.
Решая задачи
развития детской самостоятельности, инициативности, роди-тели поддерживают
стремление малышей участвовать в элементарной трудо-вой деятельности (вместе с
мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с
папой). Воспитатель подчеркивает, что взрос-лым очень важно поощрять
самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за
помощь и заботу.
П е д а г о г и ч е с к о е о
б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Педагогическое
образование родителей младших дошкольников ориенти-ровано на развитие активной,
компетентной позиции родителя.
Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориенти-руется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для пе-дагогического образования родителей группы, например: «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семей-ный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.
Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья
детей, обра-щая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к
детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников интерес
к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими
средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, со-вместных
с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе
бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду?», «Как уберечь ребенка
от простуды?» воспитатель подводит родителей к пони-манию того, что основным
фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.
С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о
в и р о д и т е л е й Педагог стремится активно
включать родителей в совместную деятельность
с их детьми — сюжетные и
подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать
удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл
игровых встреч с мамами — «Вот она какая, мамочка родная», где мамы совместно с
детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сластями соб-ственного
изготовления.
«Сильные, ловкие,
смелые»: дети вместе с родителями играют в подвижные игры.
«Мы рисуем Новый год»: дети
вместе с близкими рисуют.
Сплочению родителей и педагогов будет способствовать
совместное с ро-дителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие
малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье
празд-ник». Например, совместно с родителями можно создать фотоальбом о детях
группы «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души». В таком альбоме, кроме фотографий
детей, можно представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об
общих делах и увлечениях.
Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах
поможет педа-гогу лучше узнать возможности родителей, их таланты: «Визитная карточка
осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки — в доме
веселье, не бывает скуки», «Игрушки для театра — просто и занятно». Очень
важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.
Таким
образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников
воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка,
желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное
сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
Взаимодействие педагога с
родителями детей средней группы
Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года
жизни имеет свои особенности.
Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок
переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность
в по-знавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему
прошлому, связывать события прошлой жизни («Когда я был маленьким...») и
настоящего. Основные источники информации о своем прошлом для ребен-ка — его
родители, близкие.
В
своем общении с родителями педагог
укрепляет доверительные отноше-ния, которые сложились у него с большинством
семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии
дошкольников, как их учитывать
в своей воспитательной тактике,
общении со своим ребенком.
Основные
приоритеты совместного с родителями развития ребенка
1. Развитие детской
любознательности.
2. Развитие связной речи.
3. Развитие самостоятельной
игровой деятельности детей.
4. Установление устойчивых
контактов ребенка со сверстниками и разви-тие дружеских взаимоотношений.
5. Воспитание уверенности,
инициативности дошкольников в детской дея-тельности и общении со взрослыми и
сверстниками.
Задачи взаимодействия
педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с
особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его
физического и психического развития.
2.
Поддерживать
интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности
его социального, познавательного развития, ви-деть его индивидуальность.
3.
Ориентировать
родителей на совместное с педагогом приобщение ребен-ка к здоровому образу
жизни, развитие умений выполнять правила безопасно-го поведения дома, на улице,
на природе.
4.
Побуждать
родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и
сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к
близким, культуру поведения и общения.
5.
Показать
родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров,
детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его
кругозора.
6. Включать родителей в игровое
общение с ребенком, помочь им постро-ить партнерские отношения с ребенком в
игре, создать игровую среду для до-школьника дома. Помочь родителям развивать
детское воображение и творче-ство в игровой, речевой, художественной
деятельности.
7. Совместно с родителями
развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах,
стремление к самостоятельности.
Направления
взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м
о н и т о р и н г
Продолжая изучение особенностей семейного воспитания,
педагог знако-мится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на
благополу-чие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы
конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей
совмест-ной деятельностью с педагогом.
Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование
родителей «Семей-ное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями
«Традиции нашей семьи».
Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в
семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И.
Захаров), диагностическая игра «Почта».
Для изучения удовлетворенности родителей в совместной
деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским
садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».
В
процессе построения взаимодействия с
семьями дошкольников получен-ные данные могут дополняться и углубляться в
зависимости от выбранных на-правлений сотрудничества педагога с родителями
(педагогического образова-ния родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе
диагностики.
П е д а г о г и ч е с к а я п
о д д е р ж к а
В средней
группе воспитатель не только стремится установить тесные взаи-моотношения с
каждым родителем, но и способствует сплочению родитель-ского коллектива группы
— возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми
проводить свободное время. Для того чтобы пе-дагогу лучше узнать особенности
семей своих воспитанников, сплотить роди-тельский коллектив, сблизить родителей
со своими детьми, можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы
на темы «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это
вся моя семья».
Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совмест-ное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья?», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Аль-бом «По секрету всему свету » позволяет узнать о жизни каждой семьи: о лю-бимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвя-щенную традициям, интересам их детей и взрослых.
В
ходе взаимодействия с родителями
педагог подчеркивает, что эффектив-ное интеллектуальное развитие детей
невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами
активизации детской любознательно-сти, обогащения представлений об окружающем
мире, развития речевых спо-собностей. С этой целью он предлагает родителям
игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют
много времени и специ-ального оборудования: «На кого похожи облачка (камешки,
листья)?», «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных)
предметов», «От-гадай, какие слова я пропустила в рассказе и составь сам
„неполный“ рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать, холодно ли на улице?»
Поскольку представления детей о социальном окружении складывается
на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном горо-де
педагогу важно заинтересовать родителей проблемой знакомства ребенка
с родным городом. Для этого
может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город».
В
газетах, тематических информационных
бюллетенях для родителей вос-питателю необходимо представить информацию, что
рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить с его
достопримечательностя-ми, какие заветные уголки Петербурга можно посетить с
детьми разного воз-раста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об
увиденном.
П е д а г о г и ч е с к о е о
б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко
оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и
себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог
использует разные формы: семинары, творческие мастерские,
психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей, таких
как «Традиции се-мьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».
Так, при
создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у ро-дителей интерес к
проблеме семейных традиций, желание приобщать к ним своих детей. Для решения
этой задачи он организует устный журнал для ро-дителей «Традиции семьи: вчера,
сегодня, завтра», в ходе которого обсужда-ются традиции, которые возможно
возродить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграммы,
арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов
семьи, совместное чтение по вечерам люби-мых сказок, рассказов, повестей,
сотворчество детей и родителей. Этот разго-вор с родителями поможет поддержать
интерес родителей к семейному чтению
художественной литературы, вернуть книгу в жизнь ребенка. Для родителей, желающих возродить семейные традиции, в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «Домашний театр — с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за круг-лым столом «А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие се-мейные традиции доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, поделиться воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы из жизни их семей больше всего запомнились из детства.
Исходя из
пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психоло-гической службы
воспитатель реализует с родителями комплексные програм-мы
психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с
папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем здоровыми». Задача таких программ —
расширение знаний родителей о различных подходах в вос-питании, развитие умений
видеть и понимать своего ребенка, совершенствова-ние умений родителей развивать
своих детей в различных видах деятельности.
Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические
потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он
органи-зует родительские встречи на темы «Наш маленький капризуля», «Растем без
папы», «Легко ли быть послушным».
С о в м е с т н а я д е я т е
л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й
В средней
группе педагог стремится сделать родителей активными участни-ками жизни
детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отно-шений между
родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и
досуги, как праздник Осени, праздник Нового года, праздник для мам (8 Марта) и
пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не
просто как зрители, а совместно с детьми выступали с кон-цертными номерами,
включались в детские театрализации, читали стихи, уча-ствовали в конкурсах.
Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая
семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и
именинника.
Со временем проведение совместных с родителями праздников,
вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я —
уме-лая семья» становится традицией группы детского сада.
Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в
решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок
по-лучает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства,
на-строения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих
близ-ких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордо-сти
за свою семью, развитию представлений об индивидуальном своеобразии семей,
воспитанию культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада
и семьи.
Для осознания
ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель
проводит такие игровые встречи, как:
— «Посмотрите, это я, это вся моя семья» (вместе с гостями —
разными членами семей — дети рассматривают фотографии, семейные альбомы,
дет-ские рисунки о семье, поют песни, танцуют);
— «Очень бабушку свою, маму мамину, люблю» (в гости к детям
приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними,
рассказы-вают истории о своем детстве);
— «Папа может
все что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые рассказывают
детям о своей работе, в совместных играх и упражнени-ях демонстрируют силу,
ловкость, ремонтируют игрушки в группе).
Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель
помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию,
под-держать творческие проявления ребенка в игре.
Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их
внимание на необ-ходимость развития у детей умения замечать чувства других,
проявлять внима-ние, оказывать помощь. Для этого он делает их участниками
ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной
бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе»,
пред-лагая дошкольникам проявить внимание и всем вместе позаботиться о
стар-ших.
Исходя из
образовательных задач, особенностей детей группы и потребно-стей родителей,
воспитатель вовлекает родителей в организацию разных со-вместных с детьми форм
деятельности «Мы вместе трудимся на участке» (уби-раем снег и украшаем участок
к новогодним праздникам»), «Идем на прогулку
в парк»,
«Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едем в зоопарк». Важно, чтобы
во время совместных образовательных ситуаций и после них
педагог
поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия
родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как много-му научились дети в
совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.
Таким
образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог во-влекает
родителей как активных участников в педагогический процесс, создает
в группе коллектив единомышленников,
ориентированных на совместную дея-тельность по развитию детей группы.
Взаимодействие педагога с
родителями детей старшей группы
В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родите-лями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей
и детей — игровой, досуговой,
художественной. В процессе совместной с ро-дителями деятельности он опирается
на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития
ребенка, умения замечать, как из-менение собственной воспитательной тактики
приводит к росту личностных достижений ребенка.
Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей —
развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского
сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы,
со-вместно намечать перспективы развития детей группы.
Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно
свя-зан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к
школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу,
определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе
каждого ребенка.
Задачи взаимодействия
педагога с семьями дошкольников
1. Ориентировать родителей на
изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитие
любознательности, самостоятельности, инициати-вы и творчества в детских видах
деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической
практике.
2. Способствовать укреплению
физического здоровья дошкольников в се-мье, обогащению совместного с детьми
физкультурного досуга (занятия в бас-сейне, коньки, лыжи, туристические
походы), развитию у детей умений без-опасного поведения дома, на улице, в лесу,
у водоема.
3. Побуждать родителей к
развитию гуманистической направленности от-ношения детей к окружающим людям,
природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить
внимание, заботу о взрослых и свер-стниках.
4. Познакомить родителей с
условиями развития познавательных интере-сов, интеллектуальных способностей
дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей
к школе, желание занять по-зицию школьника.
5. Включать родителей в
совместную с педагогом деятельность по разви-тию субъектных проявлений ребенка
в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи,
труд в природе), развитию жела-ния трудиться, ответственности, стремления
довести начатое дело до конца.
6. Помочь родителям создать
условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей
в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному,
изобразительному искусству) и художе-ственной литературе.
Направления
взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м
о н и т о р и н г
В
старшей
группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей, педагог
стремится учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании
дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на
темы «Какие мы родители», «Развиваем худо-жественное творчество ребенка в семье
и детском саду», «Воспитание чувств». Такие методы позволяют выявить интересы и
потребности родителей, полу-ченные знания и умения родителей в конкретных
областях семейного воспита-ния, их возможности конкретного участия каждого
родителя в педагогическом процессе детского сада. Такая диагностика предваряет
внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих
участия и под-держки семьи.
В
ходе педагогической диагностики
воспитатель обращает внимание на ха-рактер детско-родительских отношений в
семьях, проблемы семьи и семейно-го воспитания. Воспитатель использует
методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи глазами ребенка: анализ
детских рисунков на тему «Моя се-мья», проективная беседа с детьми «Что бы бы
ты сделал?», диагностические игры «Семья» (автор — Т. И. Пухова, модификация В.
И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие. Так, проективная
беседа с детьми «Что бы ты сделал?» (модифицированный вариант
методики Г. Т. Хоментаускаса) направлена на изучение
особенностей взаимоотношения дошкольника с близ-кими людьми. В ходе этой
методики ребенку предлагают обсудить по очереди шесть ситуаций.
1. Представь себе, что у тебя
есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья
идет в гости, но один из вас заболел и дол-жен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора
дом (вырезаешь бумажное платье для ку-клы (и т. д.), и у тебя плохо
получается). Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь... билетов (на один
меньше, чем членов семьи) на интерес-ный фильм. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал
на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок
интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем
надо. Кто не будет играть?
Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в
семье для ре-бенка более значим, кому он доверяет, а с кем, наоборот, отношения
не сложи-лись, какие проблемы возникают у дошкольника в семейном общении.
Старший
дошкольный возраст — это возраст, когда особое внимание семьи
и
самого
ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению.
Поэтому уже в старшей группе
воспитатель использует такие методики, как анкетирование родителей «Готовы ли
мы отдавать своего ребенка в школу?», беседа с детьми «Хочу ли я в школу», «Что
я знаю о школе?», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни.
Анализ и совместное с родителя-ми обсуждение результатов этих методик позволят
увидеть особенности отно-шения к будущей школьной жизни как родителей, так и
детей, наметить пути дальнейшей подготовки каждого ребенка к школе, ответить на
волнующих многих родителей вопрос: когда лучше отдавать ребенка в школу.
П е д а г о г и ч е с к а я п
о д д е р ж к а
В старшем дошкольном возрасте
для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог
организует разные формы вза-имодействия — семинары, выставки, видеосалоны,
творческие гостиные.
Беседуя с
родителями старших дошкольников, воспитатель обращает их внимание на
развивающуюся самостоятельность детей, потребность в позна-вательном общении со
взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и
сверстников. Воспитатель показывает близким ребенка, что именно в старшем
дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать
связь между прошлым, настоящим и будущим. Этому будет способствовать создание
совместного с детьми рукописного жур-нала «Традиции моей семьи», альбома «А в
детство заглянуть так хочется», альбомов-воспоминаний: «Это было недавно, это
было давно...»
Так, в альбоме «Это было недавно, это было давно...» при
участии праде-душек и прабабушек (прапрадедушек и прапрабабушек) воспитанников
могут быть собраны рассказы об их жизни, о тех случаях, которые особенно
запом-нились, о праздниках и буднях, о войне и блокаде. Такие альбомы всегда
поль-зуются большим интересом у детей группы. Они с удовольствием их рассмат-ривают,
находят знакомые лица, с гордостью показывают своим сверстникам членов семьи,
рассказывают их истории.
Достижения
детей родителям помогают увидеть выставки детского и со-вместного
детско-родительского творчества: «Вот мы какие!», «Мы рисуем го-род наш»,
«Рождественская открытка». Видя рост своего ребенка, сами роди-тели более
активно включаются в педагогический процесс, организуя совмест-ную досуговую
деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки
по городу). В ходе совместных с родителями прогулок воспитатель знакомит их с
играми, упражнениями, которые развивают дет-скую любознательность, память,
внимание: «Я назову, а ты продолжи», «Так
и не так», «Кто больше запомнит
и назовет», «Зададим друг другу интересные вопросы», «Угадай, что это».
Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире воспитатель помогает родителям организовать с детьми игры-беседы о про-фессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитатель-ного опыта.
П е д а г о г и ч е с к о е о
б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Осуществляя педагогическое образование родителей,
воспитатель учитыва-ет развивающиеся возможности родителей и детей, помогает
родителям уста-навливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть
перспек-тивы их будущей жизни. Для этого он организует такие встречи с
родителями, как «Права ребенка и права родителей», «Здоровье и ум через игру»,
«Развива-ем детскую любознательность», «Скоро в школу». В ходе реализации
образо-вательных задач воспитатель использует такие формы, которые помогают
за-нять родителю субъектную позицию, — тренинги, анализ реальных ситуаций,
показ и обсуждение видеоматериалов. В общении с родителями воспитателю
необходимо актуализировать различные проблемные ситуации, в решении ко-торых
родители принимают непосредственное участие.
Развивая
педагогическую компетентность родителей, помогая сплочению родительского
коллектива, воспитатель продолжает содействовать деятель-ности родительских
клубов. Так, организуя работу родительского клуба «До-верие», педагог
поддерживает готовность родителей к обмену опытом по во-просам
социально-личностного развития детей, включает их в совместные с детьми игры и
упражнения «Приятные слова», «Что мы любим, что не лю-бим», «Слушаем чувства»,
«Угадай, чьи это руки». В ходе встреч воспитатель предлагает родителям и детям
совместно поучаствовать в различных видах деятельности — совместном рисовании
(маме и ребенку создать рисунок на определенную тему или выполнить рисунок,
используя одну ручку на двоих), совместно сложить картинку из частей,
догадаться о чувствах другого по ми-мике и жестам. В ходе совместной
деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских
отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие
коммуникативных навыков де-тей и взрослых, развитие их эмоциональной
отзывчивости.
Вместе с тем
педагогу необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части
родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, по-явились свои достижения
в развитии ребенка. Поэтому воспитателю важно со-здать условия для презентации
их педагогического роста — проведение роди-тельских встреч, конкурсов «Успешный
родитель», «Семья года», «Что я знаю
о
своем ребенке». Так, конкурс «Что я
знаю о своем ребенке» развивает инте-рес к познанию своего ребенка, содействует
активному взаимодействию с ним.
С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о
в и р о д и т е л е й
Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творче-ские умения детей и взрослых, педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин, вечеров досуга, музыкальных салонов и творческих гостиных.
Так, знакомя старших дошкольников с родным городом и его
великими жи-телями, воспитатель может предложить организацию «Петербургского
бала», посвященного дню рождения города, литературной гостиной о самом
петер-бургском поэте А. С. Пушкине, музыкального салона, посвященного велико-му
композитору П. И. Чайковскому. Такие нетрадиционные формы творческих вечеров
активизируют интерес родителей и детей, позволяют участникам зани-мать разные
роли: «хозяйки гостиной», «оформителей», «музыкантов», «рас-сказчиков»,
«артистов», помогают детям и взрослым лучше узнать творческие возможности друг
друга.
В ходе развития совместной с родителями деятельности по развитию стар-ших дошкольников педагог организует совместные детско-родительские про-екты поисково-познавательной и творческой направленности — «Музыка моей мечты», «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем», «Энциклопе-дия городов российских». Так, в ходе проекта «Энциклопедия городов россий-ских» дошкольники совместно с родителями и педагогами собирают материал о разных городах России и оформляют его в виде рукописной книги, сопровождая текст схемами, фотографиями, детскими рисунками, проводят «экскурсии» по разным городам, обмениваются впечатлениями в книге отзывов.
Такие проекты не только объединяют педагогов, родителей и
детей, но и развивают детскую любознательность, вызывают интерес к совместной
дея-тельности, воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость,
умение доводить начатое дело до конца.
Итоговой формой сотрудничества с родителями в старшей группе
может стать День семьи, в ходе которого каждая семья планирует и совместно с
деть-ми презентацию своей семьи и организует различные формы совместной
дея-тельности — игры, конкурсы, викторины, сюрпризы, совместное чаепитие де-тей
и взрослых.
В ходе такой встречи педагог
занимает новую позицию: он не столько ор-ганизатор, сколько координатор
деятельности детей и взрослых. Он поддер-живает любые инициативы разных членов
семьи, помогает каждой семье при-думать свой концертный номер, оформить группу
к празднику, подсказывает родителям, какие игры лучше включить в программу, чем
угостить детей. Сама возможность организации такой встречи говорит об
эффективности сотрудни-чества педагога с семьей, при которой родители постепенно
от наблюдателей педагогического процесса смогли перейти к позиции инициаторов и
активных участников.
Результаты взаимодействия взрослых и детей становятся
предметом даль-нейшего обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить
внимание развитию педагогической рефлексии, послужить основой для определения
перспектив совместного с семьей развития дошкольников.
Взаимодействие
педагога
с родителями
детей подготовительной группы
Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с
детьми виды дея-тельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения,
поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных
форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию
родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Педагог
помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в
будущем, определить особенности организации его индивидуально-го
образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
Задачи взаимодействия
педагога с семьями дошкольников
1.
Познакомить
родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития
самостоятельности, навыков безопасного поведе-ния, умения оказать элементарную
помощь в угрожающих здоровью ситуа-циях.
2. Познакомить родителей с
особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к
будущей школьной жизни ребенка.
3.
Ориентировать
родителей на развитие познавательной деятельности ре-бенка, обогащение его
кругозора, развитие произвольных психических про-цессов, элементов логического
мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской
деятельности.
4.
Помочь
родителям создать условия для развития организованности, от-ветственности
дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать
развитию начал социальной активности в совместной с роди-телями деятельности.
5.
Способствовать
развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию
положительной самооценки, уверенности в себе, позна-комить родителей со
способами развития самоконтроля и воспитания ответ-ственности за свои действия
и поступки.
Направления
взаимодействия педагога с родителями
П е д а г о г и ч е с к и й м
о н и т о р и н г
В подготовительной к школе группе многие родители ориентированы на самостоятельную диагностику результатов развития ребенка и самоанализ воспитательной деятельности. Задача педагога — предоставить родителям выбор материалов для самодиагностики. Это могут быть анкеты «Какой вы воспитатель?», тесты «Какие мы родители?», «Понимаем ли мы своих детей», родительские сочинения на тему «Портрет моего ребенка». В ходе совмест-ных с воспитателем и психологом обсуждений результатов родители могут определить, что изменилось в их педагогической тактике, взаимодействии с ребенком. Такие беседы позволяют родителям увидеть, какие проблемы сохра-нились, какие качества им следует развивать в себе.
Естественно,
что особое внимание семьи и педагогов нацелено на подго-товку к школьному
обучению, поэтому воспитатель осуществляет комплекс-ную диагностику,
позволяющую выявить проблемы готовности родителей к будущей школьной жизни
ребенка. Для этого могут быть использованы такие методы, как анкетирование
родителей: «Насколько вы готовы быть родителем школьника», «Мое мнение о
школьной жизни ребенка», проективная методи-ка «Как я представляю своего
ребенка в школе». Так, в анкете «Насколько вы готовы быть
родителем школьника» (автор А. К. Колеченко) родителям
предлагается оценить правомерность следующих утверждений.
1. Мне кажется, что мой ребенок
будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок
будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока —
непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что
учителя младших классов хорошо понима-ют детей.
5. Ребенок может хорошо учиться
только в том случае, если учительни-ца — его собственная мама.
6. Трудно представить, что
первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
7. Мне кажется, что дети в этом
возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что
мой ребенок будет обходиться без дневно-го сна.
9. Мой ребенок часто плачет,
когда к нему обращается незнакомый взрос-лый человек.
10. Мой ребенок не ходил в
детский сад и никогда не расставался с мате-
рью.
11. Начальная
школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут
дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему,
значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не
имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит:
«Мама, мы пойдем в школу вместе?»
Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь
роди-телям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе,
научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.
П е д а г о г и ч е с к а я п
о д д е р ж к а
В завершающий период дошкольного образования воспитатель убеждает родителей в том, что подготовка ребенка к школе тесно связана с его социально-личностным развитием, формированием отношения к себе, развитием умений общения и взаимодействия со сверстниками. Для этого воспитатель прово-дит беседу с родителями «Наши достижения за год», в которой обсуждает с ними успехи детей, учит видеть достижения каждого ребенка, знакомит ро-дителей со способами развития уверенности ребенка в своих силах, чувства самоуважения. Для развития этих умений у родителей педагог организует детско-родительский тренинг «Дай мне сделать самому», в котором помогает родителям анализировать мотивы и поступки детей в ходе совместной деятель-ности, строить партнерские взаимоотношения со своим ребенком, поощрять его инициативу.
Обогащению
родительского опыта по этой проблеме способствуют наблю-дение за детьми в ходе
открытых занятий, дискуссии на темы «Если у ребенка нет друзей», «Каким я вижу
своего ребенка в будущем», «Проблемы застенчи-вого ребенка», «Как организовать
детский праздник», «Как развивать способ-ности ребенка», «Что такое „школьный
стресс“ и как его преодолеть».
В
ходе взаимодействия с родителями
воспитатель раскрывает особые воз-можности игры для интеллектуального развития
дошкольника. Для этого вос-питатель включает родителей в совместные с детьми
игры-занятия «Умники и умницы», «Играем пальчиками», «Самый смышленый».
Организованные пе-дагогом семинары-практикумы позволяют родителям познакомиться
с игровы-ми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной
сферы ребенка: «Сложи слоги из макарон», «Посчитай мыльные пузыри», «Кто
боль-ше назовет предметов на букву „а“», «Придумай задачи про конфеты (игрушки,
животных)». В результате родители убеждаются в том, что подготовка к школе не
должна быть скучной для ребенка. Дополняют представления родителей о
возможностях познавательного развития будущего школьника информацион-ные
бюллетени, буклеты, газеты для родителей «Учимся, играя», «Как научить ребенка
запоминать», «Развиваем внимание дошкольника».
Педагогу очень важно в этот
период продолжать организацию совместных
с
родителями
творческих и исследовательских проектов дошкольников «Город чудес», «Все мы
такие разные» (создание альбома о разных народах мира, их жилищах, занятиях,
народных промыслах, любимых играх, сказках), «Птицы нашего края», «Вместе
создаем мультфильм». Такие проекты помогут пока-зать детям возможности
совместного поиска информации по теме в литерату-ре, интернет-источниках,
возможность воплотить совместные идеи, проявить инициативу и творчество.
П е д а г о г и ч е с к о е о
б р а з о в а н и е р о д и т е л е й
Познакомить родителей с содержанием и основными показателями
готовно-сти ребенка к школе, способствовать развитию родительской
ответственности
в процессе подготовки детей к школе, обучение методам и приемам подготов-ки детей к школьному обучению поможет организация образовательной про-граммы для родителей «Готовимся к школе». В ходе этой программы педагог организует тематические встречи для родителей, например: «Что такое готов-ность к школе?», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Как повысить работоспо-собность и выносливость ребенка», «Учимся рассказывать», «Как не остаться одному в школьном коллективе», «В доме первоклассник».
Так, «круглый стол» «В доме первоклассник» помогает
родителям найти ре-шение часто встречающихся школьных проблем: развитие
самостоятельности ребенка (самому собирать портфель, готовить задания к уроку),
как предупре-дить ошибки в письме, как помочь ребенку запомнить правила, как
быть, если ребенок не хочет учиться, быстро устает.
Более
подробно обсудить вопросы будущей школьной жизни их ребенка ро-дители могут в
созданном клубе «Родители будущих школьников». Встречи ро-дительского клуба
позволят решить проблемы выбора школы, организации ре-жима дня первоклассника,
определиться в возможностях сочетания обучения
в первом классе и посещения
ребенком занятий дополнительного образования (студий, кружков, секций), помогут
родителям в создании будущих индивиду-альных образовательных маршрутов для
своего ребенка.
Вместе с тем педагог обогащает направления совместной
деятельности ро-дителей и детей, способствует развитию общих интеллектуальных
интересов, увлечений родителей и детей, поддерживает возникшие семейные
традиции. Исходя из пожеланий и интересов родителей, возрастающих возможностей
де-тей, воспитатель способствует созданию таких детско-родительских клубов, как
«Коллекционеры», «Клуб туристов», «Клуб любителей чтения». «Клуб любителей
чтения» поможет поддержать интерес взрослых и детей к книге, домашнему чтению,
даст возможность обсудить новинки детской художе-ственной и познавательной
литературы, создать творческие работы на темы любимых произведений (эссе,
рисунки, поделки), вызовет у детей желание научиться читать.
С о в м е с т н а я д е я т е
л ь н о с т ь п е д а г о г о в
и р о д и т е л е й
Педагог опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками конкурсов «Мы родом из детства» (конкурс семейных газет о детстве разных членов семьи), «Самое, самое, самое о нашем городе», спортивных досугов «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей семьей», включает их в совместные с до-школьниками дела, направленные на заботу об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Поздравляем ветеранов», «Украшаем детский сад к празднику», «Починим игрушки малышам». В ходе акции «Поздравляем ветеранов» дети совместно со взрослыми дома и в детском саду обсуждали, кого из ветеранов нужно поздравить (родственников, соседей, знакомых), как это лучше сделать (послать письмо по почте, отнести поздравление домой, пригласить на концерт, подарить рисунки), готовили приглашения и вместе с родителями вручали их тем, кто живет недалеко. Родители помогали детям украсить группу к встрече гостей, придумывали концертные номера.
Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию
инициатив-ности, творчества взрослых и детей способствует организация педагогом
со-вместных детско-родительских проектов на темы «Выставка лучших товаров
России», «Много профессий хороших и разных», «Наши путешествия».
В
ходе
организации проекта «Наши путешествия» воспитатель предлагает родителям и детям
вспомнить, в каких городах и странах они бывали, что им больше всего
запомнилось, какие сувениры они привезли на память. Можно организовать дни
разных стран, которые совместно с воспитателями органи-зуют отдельные семьи:
дни Украины, Болгарии, Египта и т. п. Воспитатель по-могает детям и родителям
продумать содержание и особенности организации каждого дня. Так, в день Украины
дети знакомятся с основными достопримеча-тельностями украинских городов
(рассматривают фотографии, видеосюжеты), узнают своеобразие украинских
национальных костюмов, народных промыс-лов украинских мастеров и создают свои
рисунки, играют в украинские на-родные игры, пробуют блюда украинской народной
кухни, слушают рассказы детей, которые побывали на Украине.
Итоговой формой взаимодействия с родителями может стать
фестиваль се-мейного творчества, который позволит раскрыть достижения всех
семей в раз-личных видах совместной детско-родительской деятельности:
художествен-ной, литературной, познавательной, музыкальной.