Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-гуманитарной направленности Дорогами Победы

1

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
2.1.1. Направленность (профиль) общеразвивающей программы:
социально - гуманитарная
2.1.2. Актуальность
Актуальность программы
Актуальность данной программы продиктована стремлением сохранить
память о Великой Отечественной войны, необходимостью формирования в детях
патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за
своих земляков, а также понимания того, что «народ, презиравший свою
историю, презрителен: ибо легкомысленные предки были не хуже его» (Н. М.
Карамзин).
Изучение победоносных вех оказывает непосредственное воздействие на
формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания
подрастающему поколению.
Программа отдыха и занятости детей «ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ» в лагере
дневного пребывания, посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов (далее Программа), разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
3. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-Ф «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.1995 №32-ФЗ «О
днях воинской славы и памятных датах России»;
5. Указ президента РФ «О подготовке и проведении празднования 80-й
годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
6. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской федерации» (в редакции 2013).
7. Указ президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных ценностях развития Российской Федерации на период до
2030 года»
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.
9. Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования", утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (в редакции от 21.02.2025г.)
(направление (подпрограмма) "Развитие дополнительного образования
детей и реализация мероприятий молодежной политики")

2

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996
11. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПиН»
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от28.01.2021г.№2 «Об утверждении санитарных правил и норм»
15. постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023г.
№1678 «Об утверждении применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018г. «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
18. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г.
№629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
19. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации о
05.08.2020 г. №882/391«Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
20. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015г. «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ 9включая
разноуровневые программы)».
21. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-25/63/05 О
методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»).
22. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
30.12.2022 г. №АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного

3

инклюзивного образовательного пространства для тетей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
23.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.
05.2020г. № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
24. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении
концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
25. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. №785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
26. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»
27. Постановление правительства Свердловской области от 19.12.2019 г.
№ 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской
области «Развитие системы образования и реализация молодежной
политики в Свердловской области до 2025 года»
28. Постановление правительства Свердловской области от 03.08.2017 г.
№ 558-ПП «О мерах по организации и обеспечению отдыха и
оздоровления детей в Свердловской области»
29. Постановление Администрации Режевского городского округа от
18.12.2024г. № 2289 «Об утверждении муниципальной программы
«Развитие системы образования в Режевском муниципальном округе»
16. Постановление Администрации Режевского муниципального округа от
10.02.2025г. № 165 «О мерах по обеспечению отдыха, оздоровлении и
занятости детей и подростков в 2025 году»
17. Приказ Управления образования Администрации Режевского
муниципального округа от 18.02.2025г. № 62\01-07 «Об организации и
занятости детей в лагерях с дневным пребыванием в 2025 году»
18. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях Свердловской области
Методические рекомендации.
Россия – страна с уникальными, духовными, историческими и
культурными традициями, которая во все времена являла миру примеры
самоотверженного
патриотизма,
величие
духа
и
милосердия.
Молодое подрастающее поколение – главные носители этой традиции,

4

воплощающие
духовную
связь
времён.
Патриотическое
воспитание
подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач
современного образования и направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины, которая характеризуется
самостоятельностью мышления, духовными и нравственными качествами,
веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к своему округу, городу, к
родным и близким, гордости за своё Отечество, за историю и достижения народа,
почитанием национальных святынь и символов, уважением Конституции страны,
законности к правовым основам государства.
Гражданственность, патриотизм – фундаментальные качества личности,
которые формируются с малых лет. И лагерь с дневным пребыванием идеальное
место для формирования у школьников общественно-ценных потребностей.
Программа
предполагает пропаганду гражданского и патриотического
воспитания путём вовлечения обучающихся, в совместные мероприятия по
патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, посвященные 80-летию
Победы над фашистской Германией.

2.1.3. Отличительные особенности программы:
Историческая направленность: программа акцентирует внимание на
изучении истории Великой Отечественной войны, её ключевых событий, героев и
тружеников тыла. Это помогает детям лучше понять и оценить масштабы и
значение победы.
Патриотический уклон: программа способствует формированию чувства
патриотизма, уважения к истории и культуре своей страны, а также гордости за
подвиги предков. Это достигается через различные мероприятия, экскурсии.
Интеграция различных видов деятельности: программа объединяет
образовательные, культурные, спортивные и творческие мероприятия, что
позволяет обучающимся не только получать знания, но и развивать свои навыки в
разных областях.
Развитие коммуникативных и командных навыков: через совместные
мероприятия и спортивные игры участники учатся работать в команде, эффективно
общаться и поддерживать друг друга.
Творческая составляющая: программа включает творческие задания, такие
как создание поделок, рисунков, литературных произведений на военную
тематику, что способствует развитию фантазии и креативности.

5

Эмоциональное вовлечение: использование личных историй, писем и
воспоминаний ветеранов помогает создать эмоциональную связь с прошлым,
глубже прочувствовать события войны и их последствия.
Междисциплинарный подход: программа может объединять знания из
разных областей (история, литература, искусство, спорт), что способствует более
комплексному пониманию темы и развитию разнообразных навыков у участников.
Программа модульная, включающая в себя относительно самостоятельные
дидактические единицы- модули:
- 1 модуль «Подвигу Героев - память поколений!
-2 модуль «Дети -герои»;
-3 модуль «Творческая летопись Победы»,
что позволяет увеличить гибкость программы, её вариативность, формирование
устойчивых знаний о роли советского народа в ВОВ 1941-1945г.г.
2.1.4. Адресат общеразвивающей программы:
Возраст участников Программы, на который рассчитана данная тематическая
образовательная программа смены: 6,5-11 лет. (младший школьный возраст)
Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного
возраста 6.5-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и
психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность
систематического обучения в школе. Ведущей в младшем школьном возрасте
становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются
психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые
достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом,
обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Также у детей
младшего школьного возраста сильна потребность в игровой деятельности.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и
качественного преобразования познавательных процессов. Ребенок постепенно
овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием,
вниманием, памятью.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Возможности
волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного
возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито
непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой
привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.
Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под
влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех
обстоятельств, по случайным поводам.

6

Наполняемость группы: 20 человек
Принцип формирования учебной группы: запрос родителей или законных
представителей детей, без предварительной подготовки.
2.1.5. Объём и срок освоения программы:
Объём общеразвивающей программы – 30 учебных часов;
Срок освоения общеразвивающей программы – 4 недели обучения (15
рабочих дней в каникулярный период), т. к. программа краткосрочная.
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Продолжительность 1 академического часа- 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями-10 минут.
Общее количество часов в неделю- 10 часов.
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: фронтальная, групповая.
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение
1 лагерной смены.
Перечень форм проведения занятий: беседы, тренинги, мастер-классы,
экскурсии, соревнования, квест-игры.
Перечень форм подведения итогов реализации общеобразовательной
программы: фестиваль, анкетирование.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций: чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к
историческому наследию России и своей малой родины. Развитие умений и
потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей устойчивые знания о роли советского народа в Великой
отечественной войне 1941-1945 г.г.;
- стимулировать потребность изучать историю и культуру страны.
Воспитательные задачи:

7

- активизировать интерес обучающихся к военной истории Отечества, героям
России и памятным датам;
- воспитывать и развивать чувство гордости за свой город, область, страну и народ.
Развивающие задачи:
- развивать патриотические чувства и сознание участников программы;
-развивать навыки командной работы, сплочение детского коллектива путем
совместного творчества.
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности.
2.3. Планируемые результаты
По окончанию смены воспитанники лагеря достигнут следующих
результатов:
Метапредметные результаты:
- Будет сформирован интерес к изучению истории.
- Будут развиты умения работать с информацией (поиск, анализ, систематизация).
- Будут развиты навыки проектной деятельности.
- Будут развиты коммуникативных навыков и умения работать в команде.
- Будут приобретены навыков публичного выступления.
- Будет развито критическое мышление.
- Будут развиты умения создавать и презентовать творческие продукты.
Личностные результаты:
- Будут сформированы патриотические чувства и гордость за свою страну.
- Будет развито уважение к историческому наследию и подвигам предков.
- Будет развита эмпатия и понимание ценности человеческой жизни.
- Будет сформирована гражданская идентичность.
- Будет развита ответственность и дисциплинированность.
- Будут укреплены морально-этические качества.
- Будет развита толерантность и уважение к разным национальностям.
- Будет укреплено здоровье, сформирована привычка к здоровому образу жизни.
- Будут развиты творческие способности.
- Будут развиты способности к самоорганизации.
Предметные результаты:
- Будут иметь представление об основные события Великой Отечественной войны.
- Будут расширять знания о военной истории, о биографии героев войны.
- Будут владеть навыками строевой подготовки.
- Будут уметь исполнять военные песни и стихи.
- Будут знать военную символику.
- Будут иметь понимание о роли своей страны в войне, значения победы в войне
для современного мира.
Все результаты взаимосвязаны и направлены на комплексное развитие личности
ребенка через призму изучения истории Великой Отечественной войны.

8

2.4. Содержание общеразвивающей программы
№

Учебный план (тематический)
Название модуля
Количество
академических часов
1 модуль

Форма
аттестации/
Всего
Теория Практика
контроля
«Подвигу Героев - память поколений!»

1.1

Вводное
занятие
«Мы
помним
мы
гордимся!» Начало ВОВ.

2

0,5

1,5

1.2

Битва
за
Москву.
Защитники Москвы

2

1

1

1.3

Блокада
Ленинграда.
Ленинград
–
символ
стойкости и героизма.
Сталинградская
битва.
Этапы сражения.
Курская битва. Великое
танковое сражение под
Прохоровкой
Взятие Берлина. Взятие
Рейхстага

2

0,5

1,5

2

1

1

2

0,5

1,5

Всего по 1 модулю

10

3,5

6,5

1.4

1.5

2 модуль
2.1 Пионеры-герои,
удостоенные звания Героя
Советского Союза:

конкурс

Презентация,
оценка
литературномузыкальной
композиции
Презентация,
результаты игры
Презентация,
результаты игры
Макет
Презентация,
результаты
конкурса

«Дети войны»
2

0,5

1,5

презентация
результаты
спортивно-ролевой

9

2.2

2.3

2.4

2.5

Лёня Голиков,
Марат Казей,
Валя Котик,
Зина Портнова.
Маленькие герои большой
войны:
Надя Богданова
Володя Дубинин
Петя Клыпа
Витя Коробков
Маленькие герои большой
войны:
Лара Михеенко
Витя Хоменко
Шура Кобер
Боря Цариков
Маленькие герои большой
войны:
Саша Чекалин
Валя Зенкина
Юта Бондаровская,
Аркадий Каманин,
Володя Казначеев
Квест – игра «Маленькие
герои большой войны»
Посвящена
пионерам–
героям.
Всего по 2 модулю

3.2

3 модуль
Игра - путешествие «О
подвигах, о доблестях, о
славе»
«Мы достойные потомки
твои, Россия»:
«Бой правоведов»,
«На
огневом
рубеже»,
«Военными дорогами»

3.3

Игровая программа «Квест
Победы»

3.1

игры

2

0,5

1,5

презентация
результаты
спортивно игры

2

0,5

1,5

презентация
результаты
конкурса

2

0,5

1,5

презентация
результаты
познавательной
игры

2

0

2

10

2

8

презентация
результаты квестигры.
Знаки
отличия.

«Творческая летопись Победы»
2
1
1
Презентация
конкурс
2

1

1

Конкурс,
экскурсия

2

1

1

Результаты
игровой
программы.
Стенгазета.

10

3.4

«Дорогами
Победы»
Литературные
чтения
произведений о войне

2

0,5

3.5

Торжественное
лагеря

2

0

закрытие

Всего по третьему модулю
Итого на стартовом уровне
Всего по программе

10

1,5

2
3,5

Оценка «Лучший
день»
по
линейному
календарю
Результаты
конкурсов

6,5

30 часов
Теоретических- 9 часов /30%
Практических- 21час/ 70%
30 часов

Содержание учебного плана
1. «Подвигу Героев - память поколений!»
1.1. Вводное занятие «Мы помним - мы гордимся!» Начало ВОВ.
Теория: История крепости как форпоста страны на западной границе. Видео
материалы о Брестской крепости.
Практика: Участие в военной конкурсно-игровой программе «Мы помниммы гордимся». Составление письма защитникам крепости. Рисование плаката «Мы
помним-мы гордимся».
1.2. Битва за Москву. Защитники Москвы.
Теория: видеофильмы и картины советских художников по теме.
Практика: Участие в литературно-музыкальной композиции. Оформление
линейного календаря.
1.3. Блокада Ленинграда. Ленинград – символ стойкости и героизма.
Теория: История событий первой блокадной зимы. Дневник Тани Савичевой.
Видеофильм «Ладога – дорога жизни».
Практика: выполнение заданий на рабочих листах «Найди дорогу от проруби
до дома». Рассматривание картин на данную тему. Слушание 7 симфонии
Шостаковича. Участие в дидактической игре «По дороге жизни». Создание
коллективного коллажа «Разорванное кольцо». Ручной труд по изготовлению
гвоздики в технике оригами.
1.4. Сталинградская битва. Этапы сражения.
Курская битва. Великое танковое сражение под Прохоровкой.
Теория: История Сталинградской битвы. История Курской битвы.
Практика: Изучение картин по темам. Дидактические игры. Изготовление
макетов (работа в группах): Сталинградская битва – 1 макет и Курская битвавторой макет.
1.5. Взятие Берлина. Взятие Рейхстага.

11

Теория: Презентация о взятии Берлина, видеоматериалы о взятии Рейхстага.
Чтение рассказа Я. Макаренко «Знамя Победы»
Практика: Изготовление «Знамени Победы» (групповая работа,) слушание и
исполнение военных песен и стихов о Победе. Рассматривание картин по теме.
2. «Дети войны»
2.1. Пионеры-герои, удостоенные звания Героя Советского Союза:
Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Теория: История пионерского движения Советского Союза.
Практика: проведение презентаций обучающимися о вышеуказанных
пионерах-героях. Написание кратких стихов по услышанному материалу
( 4 группы) и их презентация.
2.2. Маленькие герои большой войны:Надя Богданова, Володя Дубинин, Петя
Клыпа, Витя Коробков.
Теория: аннотация художественных произведений о пионерах-героях,
способы и особенности изображения салюта.
Практика: проведение презентаций обучающимися о вышеуказанных
пионерах-героях. Чтение художественной литературы и выбор произведений для
театрального конкурса. Рисование на тему «Салют, Победа»
2.3. Маленькие герои большой войны: Лара Михеенко, Витя Хоменко, Шура
Кобер,
Боря Цариков.
Теория: видеофильм о воинских наградах и участниках ВОВ-уроженцев
Режевского района.
Практика: проведение презентаций обучающимися о вышеуказанных
пионерах-героях. Изготовление пилоток из бумаги. Создание атрибутов для
конкурса «Военно-полевой театр». Зарисовки портретов пионеров-героев.
2.4. Маленькие герои большой войны:Саша Чекалин, Валя Зенкина, Юта
Бондаровская, Аркадий Каманин, Володя Казначеев.
Теория: история пионерского галстука.
Практика: проведение презентаций обучающимися о вышеуказанных
пионерах-героях, обучение завязыванию пионерского галстука, познавательная
игра «Меморина».
2.5. Квест – игра «Маленькие герои большой войны» Посвящена пионерам–
героям.
Практика: участие в Квест – игре «Маленькие герои большой войны».
3. «Творческая летопись Победы»
3.1. Игра - путешествие «О подвигах, о доблестях, о славе»
Теория: Видеопрезентация «Картины о войне»
Практика: Экскурсия «Картины о войне», игра – путешествие «О подвигах, о
доблестях, о славе», конкурс рисунков на асфальте «Символ Победы».

12

3.2. «Мы достойные потомки твои, Россия»
Теория: Презентация «Памятники России» (посвящённые ВОВ)
Практика: «Своя игра» по тематике:
«Бой правоведов», «На огневом рубеже», «Военными дорогами».
3.3. «Квест Победы»
Теория:
Практика: Игровая программа, создание стенгазеты на темы(группами):
«День Победы», «Военная техника», «Род войск».
3.4. «Дорогами Победы»
Теория: Литературные чтения произведений о войне:
«Сын полка» В.Катаев;
«Васёк Трубачов и его товарищи» Г.Гайдара
Практика: Рисование по содержанию прочитанного. Заполнение линейного
календаря.
3.5. Фестиваль «Патриотический вернисаж»
Практика: конкурс военной песни; выставка рисунков на военную тематику;
конкурс поделок «Военная техника»; конкурс танцев военной тематики;
изготовление стенгазеты «Вместе мы отряд» , Квест «Разведчики».

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
п/п

Основные
процесса

характеристики

образовательного

1

Количество учебных недель

4

2

Количество учебных дней

15

3

Количество часов в неделю

10

4

Количество часов

30

5

Начало занятий

2 июня

6

Выходные дни

7,8,12,13,14,15,21,22,
июня

7

Окончание занятий

24 июня

3.2. Условия реализации программы

13

Материально-техническое обеспечение
Игровые комнаты, музыкальный зал, спортивная площадка, библиотека,
зимний сад, кабинет ПДД, картинная галерея, Легостудия, Изостудия.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:

микрофон;
музыкальное оборудование
-маркерная доска;
спортивно-игровой инвентарь;
канцелярские товары;
методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и
т.д.).

Мебель:
Столы 6 шт.
Стулья 21 шт.
Стеллажи 3 шт.
Индивидуальные шкафчики 20 шт..
Мольберты 4 шт.
Материалы для мероприятий и индивидуального использования:
№

название

количество

1

альбом

20шт.

2

цветная бумага

20шт.

3

бумага для принтера 2-х сторонняя цветная 250стр.

1 шт.

4

цветной картон

20шт.

5

краска гуашь 9 цв.

10 шт.

6

кисть нейлон

20шт.

7

механич. точилка

1 шт.

14

8

степлер

1 шт.

9

дырокол

1 шт.

10

ножницы

20 шт.

11

цвет. Карандаши

20 шт.

12

карандаш графитный

20 шт.

13

фломастеры 12

20 шт.

14

фломастеры 18

20 шт.

15

Ватман

15 листов

16

Ластики

20 шт.

17

Маркеры для доски (набор)

1 набор

18

краски акварельные (14 цв)

20 шт.

19

Клеевой карандаш

20 шт.

20

Гофрированная бумага разного цвета

5 шт.

21

Игры ходилки

10 шт.

22

Мел цветной

10 шт.

23

Мячи

20 шт.

24

Обручи

20 шт.

25

Скакалки

20 шт.

Методические материалы
Ведущая технология Программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и
методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт
интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки

15

позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору
активного и здорового образа жизни.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать,
обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области
профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового
общения.
Мероприятия, проводимые в течение смены, отвечают интересам детей,
позволяют
проявить
творчество,
самостоятельность;
способствуют
удовлетворению потребности в самоутверждении.
Включение детей в любые виды деятельности основано на личностноориентированном подходе.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия, такие как:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме).
Методика КТД. Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор
действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненноважных задач и задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
- конспекты занятий;
- разработки (сценарии) сборов, отрядных дел, огоньков;
- подборка игр, упражнений, коллективно-творческих дел;
- необходимый для проведения диагностической деятельности инструментарий.
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы
по программе: В процессе реализации Программы используются различные формы
проведения мероприятий:











Линейка. Организационная форма работы, при которой участникам смены
сообщают важную информацию. Линейки бывают торжественными
(открытие и закрытие смены) и рабочими (ежеутренняя линейка с
информацией о плане на день).
Квест. Универсальная форма мероприятия, ещё называется «игра по
станциям, на местности» или «вертушка». На местности организовывают
несколько «станций», на каждой из которых нужно выполнить определённое
задание.
Мастер-классы. Могут быть разными: от поделок до танцев. Это могут быть
одноразовые встречи или целая серия в один или несколько дней.
Фестиваль (концерт). Массовый праздник, предполагающий смотр лучших
работ, достижений в каком-либо виде деятельности. Мероприятие состоит из
различных элементов: от выставок и конкурсов до вечеров и парадов.
Эстафета. Форма организации соревнования в различных видах
деятельности. Суть эстафеты — в поочерёдном преодолении участниками
определённых этапов, препятствий игрового маршрута.
Ярмарка. Развлечение детей на определённой площадке, предполагающее
вовлечение всех участников в различные аттракционы. Может быть ярмарка
поделок, талантов, русская, песенная и др.

16


Познавательные игры и викторины;



Игровые тестирования, анкетирование;

В ходе реализации Программы допускается её изменение и корректировка. Особая
подготовки детей к участию в Программе не требуется.
Все мероприятия соответствуют по сложности возрасту обучающихся с
использованием
наглядно-иллюстративных
материалов:
художественных
альбомов, наглядных иллюстрированных пособий по патриотическому
воспитанию, видео и аудио материалы, электронные ресурсы.
Методические материалы:
№

Название
модуля, темы

Материально-техниФормы, методы,
ческое оснащение,
приёмы.
дидактико- методиПедагогические
ческий материал
технологии
Модуль1 Подвигу Героев - память поколений!
1.1 Вводное занятие
Инструктаж по технике
Теоретическое
«Мы помним - безопасности в лагере.
мероприятие, беседа,
мы
гордимся!» Военная
конкурсноконкурс, игра,
Начало ВОВ.
игровая программа «Мы
диагностика,
помним - мы гордимся!»
наглядные методы,
видеоматериалы,
показ, составление
альбомы с картинами о
письма.
ВОВ.
Презентация
отряда.
Диагностические листы
по
выявлению
лидерских,
организаторских
и
творческих способностей
Проектор, экран, ноутбук
Картины советских
художников по тематике,
Видео материалы о
Брестской крепости.
Составление письма
защитникам Брестской
крепости.

Формы
мероприятия

фронтальная

17

Проектор, экран, ноутбук

1.2 Битва за Москву.
Видео фильм по теме.
Защитники
ЛитературноМосквы
музыкальная композиция
Проектор, экран, ноутбук

Практическое
мероприятие,
наглядные методы,
показ видео фильма

фронтальная

1.3 Блокада
Ленинграда.
Ленинград
–
символ стойкости
и героизма.

Просмотр медиафайлов
по теме, рабочие листы с
лабиринтом
«Найди
дорогу от проруби к
дому», аудио запись
Седьмой симфонии
Д.Д. Шостаковича,
картины с изображение
грузов для блокадных
жителей Для Д/И «По
ледовой дороге»,
коллективный коллаж
«Разорванное кольцо»,
изготовление гвоздики
(оригами)
Проектор, экран, ноутбук

приемы: словесный, фронтальная
наглядный, игровой
практический,
моделирование
по
схемам;

1.4 Сталинградская
битва.
Этапы
сражения.
Курская
битва.
Великое танковое

видеопрезентация по
теме, альбом с
картинами художников,
дидактические игры по
теме. Изготовление

приемы: словесный, фронтальная,
наглядный, игровой, дифференциро
практический,
ванная
рассматривание
картин.
Работа
в

18

сражение
под макета Сталинградской
группах.
Прохоровкой
битвы и Курской битвы. методы: творческий и
Проектор, экран, ноутбук индивидуальный
подход.
1.5 Взятие Берлина. Видеопрезентация о
приемы: словесный, Конкурс,
Взятие Рейхстага взятии Берлина и
наглядный, игровой, практическая
картины советских
рассматривание
деятельность
художников по теме,
картин,
чтение рассказов из
методы: творческий и
книги Я. Макаренко
индивидуальный
«Знамя Победы»,
подход
конкурс стихов о победе,
слушание военных песен.
Изготовление знамени
Победы. Проектор,
экран, ноутбук

Модуль 2 «Дети войны»
№ Название
модуля, темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактико- методический материал

Формы,
методы, Формы
приёмы.
мероприятия
Педагогические
технологии

2.1 Пионеры-герои,
удостоенные
звания
Героя
Советского
Союза:
Лёня Голиков,
Марат Казей,
Валя Котик,
Зина Портнова.

Наглядно-методическое
пособие «Дети-герои» из
серии наглядных
пособий «Великая
Победа». Видеопрезентация в
исполнении детей.
Упражнение в написании
стихов о пионерах героях по услышанному
материалу (4 команды).
Спортивно-ролевая игра

приемы: словесный, Групповая
наглядный, игровой,
практический;
методы: творческий и
индивидуальный
подход

19

«Зарничка».
Проектор, экран, ноутбук
2.2 Маленькие герои
большой войны:
Надя Богданова
Володя Дубинин
Петя Клыпа
Витя Коробков

Наглядно-методическое
пособие «Дети-герои» из
серии наглядных
пособий «Великая
Победа». Видеопрезентация в
исполнении детей.
Спортивная игра «Наши
рекорды-юбилею
Победы» (реквизит
Стадиона «Сатурн»)
Проектор, экран, ноутбук

приемы: наглядный, Индивидупрактический,
альная,
соревновательный;
групповая
методы: творческий и
индивидуальный
подход

2.3 Маленькие герои
большой войны:
Лара Михеенко
Витя Хоменко
Шура Кобер
Боря Цариков

Наглядно-методическое приёмы:
чтение Фронтальная,
пособие «Дети-герои» из стихов,
конкурс групповая
серии наглядных
театрализации
пособий «Великая
Победа». Видеопрезентация в
исполнении детей.
Конкурс «Военнополевой театр»
Проектор, экран, ноутбук

2.4 Маленькие герои
большой войны:
Саша Чекалин
Валя Зенкина
Юта
Бондаровская,
Аркадий
Каманин,
Володя
Казначеев

Наглядно-методическое
пособие «Дети-герои».
Видео-презентация
в
исполнении детей.
Познавательная
игра
Меморина».
Экскурсия в городской
музей.
Проектор, экран, ноутбук

Форма:
Презентация
Игра-путешествие,
экскурсия.

групповая

2.5 Квест – игра Квест – игра «Маленькие Квест
–
игра. фронтальная
«Маленькие
герои большой войны»
Выставка рисунков.

20

герои
большой
войны»
Посвящена
пионерам–
героям.
https://урок.рф/lib
rary/stcenarij_kves
t_igri_ko_dnyu_po
bedi_malenkie_ge
_194316.html

Торжественная линейка с Торжественная
поднятием флага и
линейка.
вручение знаков отличия
проявившим себя
воспитанников.
Проектор, экран, ноутбук
Выставка рисунков по
теме модуля.
Модуль 3 Творческая летопись Победы

№ Название
модуля, темы

3.1 Игра
путешествие
подвигах,
доблестях,
славе»

«О
о
о

3.2 «Мы достойные
потомки
твои,
Россия»:
«Бой
правоведов»,
«На
огневом
рубеже»,
«Военными
дорогами»

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методиче
ский - материал
Экскурсия в картинную
галерею
ДОУ
на
выставку
картин
посвящённых ВОВ.
Набор заданий для 2-х
команд.
Рисунок на асфальте
«Символ Победы»
Проектор, экран,
ноутбук, цветные мелки.
Набор
заданий
и
вопросов:
-о
правах
ребёнка;
- по правилам пожарной
безопасности;
- по правилам дорожного
движения
(кабинет
ПДД).
Экскурсия к монументу
воинской славы.
Проектор, экран, ноутбук

Формы, методы,
приёмы.
Педагогические
технологии
Интеллектуальная
игра - путешествие.
Экскурсия.
Голосование за
лучший символ

Формы
мероприятия

Групповая

Интеллектуальная
Групповая
игра,
Спортивная игра,
Игра – соревнование,
экскурсия.

21

3.3 Игровая
программа
«Квест Победы»

Игровая программа ко
Дню Победы "Квест
победы"
https://koncpekt.ru/nachaln
ye-klassy/raznoe/7167kvest-pobedy.html.

Игровая технология групповая
квест. Практические,
творческая
деятельность.

Стенгазета (коллаж)
«День Победы»,
«Военная техника», «Род
войск»
Изобразительные
материалы, ватман.
Проектор, экран, ноутбук
3.4 «Дорогами
Победы»
Литературные
чтения
произведений
войне

3.5 Торжественное
закрытие лагеря

Чтение
произведений: Линейный календарь,
«Сын полка» Валентина творческая
Катаева,
«Васёк деятельность.
Трубачёв
и
его
о товарищи»
Георгия
Гайдара и т. д.)
Рисование
по
содержанию
прочитанного.
Линейный
календарь
«Дорогами Победы»
(оценка каждого дня)
Изобразительные
материалы
«Патриотический
вернисаж»:
Конкурс военной песни,
Выставка
рисунков
«Салют, Победа!»,
Конкурс
поделок
«Военная техника»,
Конкурс танцев военной
тематики.

Групповая

Конкурсы, выставка Групповая,
рисунков,
индивидуальн
награждение
ая
памятными
подарками.

22

Торжественная линейка с
поднятием
флага
и
вручение знаков отличия
воспитанникам.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Федеральным законом №273-ФЗ, приказом Мин просвещения России от
27.07.2022 № 629 обязательное проведение аттестации не предусмотрено.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного
роста участников смены. Рейтинг личностного роста — это сравнительная оценка
различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива. Рейтинг
определяется ежедневно в отряде, где каждому участнику по итогам дня
присваивается не более 2-3 символов рейтинга «Знак отличия»:
красный – «лидер-организатор»
зелёный – «лидер-вдохновитель»
жёлтый – «активный участник»
синий – «исполнитель»
Участникам, набравшим 5 символов одного цвета, присваивается звание,
соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются
дипломами.
4. Список литературы
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2007
2.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии», 2006.
3.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
4.
Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.:ГОУ ЦРСДОД,
2003.
5.
Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по
патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
6.
Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим
патриотическим праздникам: сценарии, торжественные линейки, вечера,
литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры / авт.-сост.
Видякин М.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
7.
Савченко В.И. дошкольникам о блокаде Ленинграда. - СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.

23

Савченко В.И. Знакомство дошкольников с картинами о Великой
Отечественной Войне. Конспекты культурных практик - СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.
9.
Конкевич С.В.Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. СПб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.
10.
Цветкова Т.В. Великая победа. Дети -герои.- Москва., ООО «ИД Сфера
образования»,2025.
11.
Бижако З. Серия Патриотическая раскраска .- Москва., ООО «ИД Сфера
образования»,2024.
8.

Литература для обучающихся и родителей:
1.
2.
3.
1.

Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. СПб.:
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.
Цветкова Т.В. Великая победа. Дети -герои. - Москва., ООО «ИД Сфера
образования»,2025.
Бижако З. Серия Патриотическая раскраска .- Москва., ООО «ИД Сфера
образования»,2024.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2007
Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.:ГОУ ЦРСДОД,

2.
2003.
3.
Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по
патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
4.
Видякин М.В Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника
Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, торжественные
линейки, вечера, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры
/ авт.-сост. Видякин М.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Савченко В.И. Дошкольникам о блокаде Ленинграда. - СПб.:ООО «Детство Пресс,2024.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Паспорт программы
Название и адрес
образовательного
учреждения, на базе
которого
организуется лагерь
дневного пребывания
детей

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида № 32 Аленький цветочек»
Режевского муниципального округа
623750, Свердловская область, г. Реж,
ул. Спортивная, д 8, к. 1, телефон 3-15-62

Название
Программы

«ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ»

Цель Программы

Создание благоприятных условий для формирования
чувства гражданственности, патриотизма, любви и
уважения к историческому наследию России и своей
малой родины. Создание оптимальных условий для
отдыха, оздоровления и творческого развития детей.

25

Образовательные задачи:
- сформировать у детей устойчивые знания о роли
советского народа в Великой отечественной войне 19411945 г.г.;
- сформировать потребность изучать историю и культуру
страны
Воспитательные задачи:
- повысить интерес обучающихся к военной истории
Задачи
Отечества, героям России и памятным датам;
- сохранять и развивать чувство гордости за свой город,
Программы
область, страну и народ
Развивающие задачи:
- развивать патриотические чувства и сознание участников
программы;
- развивать навыки командной работы, сплочение детского
коллектива путем совместного творчества.
- совершенствовать ценностно-ориентированные качества
личности.
По продолжительности программа является
Продолжительность
летней смены Лагеря краткосрочной (реализуется в течение 15 рабочих дней)

Ожидаемые
результаты
Программы

Предполагается, что по окончанию смены у
воспитанников лагеря появятся следующие результаты:
Личностные результаты:
формирование уважения к истории своей страны и её
героям;
развитие патриотизма и гордости за свою Родину;
осознание важности сохранения памяти о подвигах
предков;
воспитание чувства ответственности за сохранение мира и
предотвращение подобных трагедий в будущем;
развитие эмпатии и умения сопереживать другим людям,
понимание ценности человеческой жизни.
Предметные результаты:
знание ключевых событий и этапов Великой
Отечественной войны;
понимание роли советского народа в победе над
фашизмом;
умение анализировать и интерпретировать исторические
факты;
знакомство с биографиями героев войны и их подвигами.

26

Метапредметные результаты:
развитие навыков критического мышления и анализа
информации;
улучшение коммуникативных навыков, включая умение
работать в команде и эффективно взаимодействовать с
другими людьми;
развитие творческих способностей и фантазии через
участие в творческих проектах.
Руководитель
Программы

Заведующий МБДОУ № 32 «Аленький цветочек»
Вишнякова М.К.

Разработчик
Программы

Старший воспитатель МБДОУ № 32 «Аленький
цветочек» Обухова Е.В.

Количество
участников
Программы
Сроки реализации
Программы
Тип Программы

20 человек

1 смена в период летнего отдыха
Модифицированная

Особая информация
о Программе

Программа акцентирует внимание на изучении истории
Великой Отечественной войны, её ключевых событий,
героев и тружеников тыла. Это помогает детям лучше
понять и оценить масштабы и значение победы

Краткое содержание
Программы

Содержание программы направлено на знакомство
детей с ключевыми событиями Великой отечественной
войны, с городами-героями, героями войны, пионерамгероями и знаменитыми земляками родного города,
принимавших участие в войне 1941-1945 гг.
Программа состоит из трёх модулей.
1 модуль «Подвигу Героев - память поколений! (5
ч.)
Ключевые события Великой Отечественной войны, её
этапы. Биографии выдающихся полководцев и простых
солдат, партизан и тружеников тыла. Экскурсии в музеи,
посвящённые военной истории, к мемориалам воинской

27

славы.
2 модуль «Дети - герои» (5 ч.)
О юных защитниках Родины, которые боролись с
фашистскими захватчиками.
Участие
в
патриотических акциях и мероприятиях, посвящённых 80летию Победы
3 модуль «Творческая летопись Победы» ( 5 ч.)
Создание поделок, рисунков и других произведений
искусства на военную тематику. Литературные чтения
произведений о войне, знакомство с поэзией военных лет.

Результат
Программы

В результате реализации программы «Дорогами Победы»
у обучающихся будет сформировано чувство гордости за
свою Родину и свой народ. Проявится интерес к истории
Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 г.г. Программа позволит не только
обеспечить досуг ребёнка в летнее время, но и расширит
его кругозор, познакомит со знаковыми событиями
военного времени.
Все эти результаты будут
способствовать формированию гармонично развитой
личности, уважающей историю своей страны и готовой к
активному участию в её жизни.

Критерии эффективности реализации Программы выявляются и
определяются при помощи психолого-педагогических диагностик:
- анкеты, тестирование, наблюдение, цветопись («Мишень настроения»),
- творческий отзыв (рисунок «Вместе мы отряд»).
Критерии эффективности Программы
Критерии
Результат
Уровень овладения
Включенность в
практическими навыками мероприятия
Уровень овладения
коммуникативными
навыками

Активное участие в
мероприятиях различной
направленности.
Умение работать в
команде

Показатели
Вовлеченность в
мероприятия составляет
100% воспитанников
Доля вовлеченности
обучающихся в
коллективные
мероприятия, проекты

28

Уровень
удовлетворенности

Уровень развития детей

Удовлетворенность детей
и родителей содержанием
деятельности отряда.
Психологический комфорт
участников программы
По принципу: не умелнаучился, не знал - узнал.

80 % и более

80 % и более
Динамика показателей у
50% и более
воспитанников

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение детского летнего лагеря включает в себя несколько
аспектов:
Материально-техническое обеспечение. Лагерь оснащён современным
оборудованием: спортивным и игровым инвентарём, музыкальной аппаратурой,
ТСО. В распоряжение лагеря предоставляются групповое помещение,
музыкальный зал, спортивная площадка, компьютерная и прочая оргтехника.
Методическое обеспечение. Выбор методов обучения определяется возрастными
особенностями детей, особенностями программы и тематики занятий и
мероприятий. Важнейшим средством в работе с обучающимися является методика
коллективной творческой деятельности.
Кадровое обеспечение. Важнейшим условием проведения лагеря является
безопасность участников, поэтому кадровый состав имеет соответствующий
педагогический и организаторский опыт.
Информационное обеспечение. Родители получают информацию о лагере:
стоимость путёвки, продолжительность смены, режим дня, программа
деятельности, организация питания. По мере необходимости начальник лагеря
организует родительские собрания, на которых сообщаются текущие изменения в
деятельности лагеря.

29

Эстетическое обеспечение. Предусматривает тематическое оформление интерьера
помещений детского лагеря: группового пространства, зала. Озеленение
территории детского лагеря, разбивка клумб, оборудование отрядных мест.
Оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и
творческие способности.
Мероприятия, проводимые в течение смены, отвечают интересам детей,
позволяют
проявить
творчество,
самостоятельность;
способствуют
удовлетворению потребности в самоутверждении.
Включение детей в любые виды деятельности основано на личностноориентированном подходе.
Игровые технологии, применяемые в программе, дадут возможность ребенку
включиться в практическую деятельность, развить социальные навыки и освоить
новые знания.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия, такие как:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме).
В ходе реализации Программы допускается её изменение и корректировка.
Особая подготовки детей к участию в Программе не требуется.
Результат Программы
В результате реализации программы «Дорогами Победы» у обучающихся
будет сформировано чувство гордости за свою Родину и свой народ. Проявится
интерес к истории Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941-1945 г.г. Программа позволит не только обеспечить досуг ребёнка в летнее
время, но и расширит его кругозор, познакомит со знаковыми событиями военного
времени. Все эти результаты будут способствовать формированию гармонично
развитой личности, уважающей историю своей страны и готовой к активному
участию в её жизни.
Этапы реализации Программы
Этапы

Деятельность

Проведение совещаний при заведующем и
I этап.
старшем воспитателе по подготовке
Подготовительный
образовательной организации к летнему
сезону
Издание приказа по образовательной
организации о проведении летней кампании
Разработка Программы деятельности лагеря
с дневным пребыванием детей
Подготовка методического материала для
работников лагеря
Подбор кадров для работы в лагере

Сроки
май

май
май
май
апрель

30

II этап.
Организационный

III этап.
Практический
IV этап.
Аналитический

Составление необходимой документации
для деятельности лагеря (план-сетка,
положение, должностные обязанности,
инструкции т.д.)
Встреча детей, проведение диагностики по
выявлению лидерских, организаторских и
творческих способностей
Знакомство с правилами жизнедеятельности
лагеря
Реализация основной идеи смены
Вовлечение детей в различные виды
коллективно- творческих дел
Работа творческих мастерских.
Подведение итогов смены
Выработка перспектив деятельности
организации
Анализ предложений, внесенных детьми,
родителями, педагогами, по деятельности
летнего лагеря в будущем.

май

02.06.2025.

02.06.2025.
С 02 по 23
июня

23 июня

Содержание модулей
1 модуль. Подвигу Героев - память поколений!
- Брестская крепость. Начало ВОВ. Защита Брестской Крепости». История
крепости как форпоста страны на западной границе. Подвиг Гаврилова П.М.
- Битва за Москву. Защитники Москвы (Герои – панфиловцы, Зоя
Космодемьянская, В. Таллалихин и др.)
- Блокада Ленинграда. Ленинград – символ стойкости и героизма. События первой
блокадной зимы. Ладога – дорога жизни. Дневник Тани Савичевой.
- Сталинградская битва. Этапы сражения. Мамаев курган. Дом Павлова. Герои
Сталинградской битвы. (Зайцев В.Г., Путилов М.М., Сердюков Н.И., Паникаха
М.А.)
- Курская битва. Великое танковое сражение под Прохоровкой.
- Взятие Берлина. Взятие Рейхстага. Герои, водрузившие «Знамя Победы». ( Егоров
М.А., Кантария М.В., Берест А.П.). Маршал Победы – Г.К. Жуков.
Просмотр документальных и художественных фильмов о войне с последующим
обсуждением.
2 модуль. Дети войны
- Пионеры-герои, удостоенные звания Героя Советского Союза: Лёня
Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
- Маленькие герои большой войны: Александр Бородулин, Галина Комлева,
Вася Коробко, Надежда Богданова, Костя Кравчук, Юта Бондаровская,

31

Аркадий Каманин, Володя Казначеев, Валя Зенкина, Володя Дубинин, Витя
Коробков
- Произведения о детях военного времени («Сын полка» Валентина Катаева,
«Васёк Трубачёв и его товарищи» Георгия Гайдара и т. д.);
- Фильмы и мультфильмов о детях войны («Иваново детство» Андрея Тарковского,
«Солдатик» и др.)
Участие в патриотических акциях и мероприятиях, посвящённых 80-летию
Победы
3 модуль. Творческая летопись Победы
Создание поделок, рисунков, коллажей и стенгазет на военную тематику. Создание
макетов оружия и военной техники своими руками из бумаги, картона или других
материалов.
Литературные чтения произведений о войне, знакомство с поэзией военных лет.
Организация театральных постановок и инсценировок на основе сюжетов о войне.
Экскурсии в музеи, посвящённые военной истории, к мемориалам воинской славы.

План – сетка мероприятий
День
День первый

Название
Открытие
лагеря
«Мы помниммы гордимся!»
Начало ВОВ

Мероприятия
1.Торжественное открытие летнего лагеря
«Здравствуй, лето!»
2. Вводная диагностика по выявлению
способностей
3.Инструктаж по технике безопасности в
лагере
4.Военная конкурсно-игровая программа
«Мы помним-мы гордимся!»
5.Видеоматериалы о Брестской крепости.
Составление письма её защитникам.
6. Презентация отряда
за
1.Утренняя
линейка.
Объявление
программы дня.
2. Назначения в отряде по результатам
диагностики.(худ.совет,
спортсовет,
староста, зам.старосты)
3. Просмотр видеофильма по теме.
4. Литературно-музыкальная композиция

Второй день

Битва
Москву.
Защитники
Москвы

32

Третий день

Блокада
Ленинграда.
Ленинград
символ
стойкости
героизма.

–
и

Четвёртый день Сталинградска
я битва. Этапы
сражения.
Курская битва.
Великое
танковое
сражение под
Прохоровкой
Пятый день

Взятие
Берлина.
Взятие
Рейхстага

Шестой день

Пионерыгерои,
удостоенные
звания
Героя
Советского
Союза:

5. Оформление линейного календаря.
6. Спортивные игры на прогулке.
1. Утренняя
линейка.
Объявление
программы дня.
2. Просмотр медиафайлов по теме.
3. Заполнение рабочих листов»Найди
дорогу от проруби до дома».
4. Рассматривание
картин
с
изображением грузов для блокадных
жителей
под
запись
Седьмой
симфонии Д.Д. Шостаковича.
5. Дидактическая игра «По ледовой
дороге».
6. Коллективный коллаж «Разорванное
кольцо».
7. Ручной труд «изготовление гвоздики
(оригами)»
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2. Видеопрезентация по теме.
3. Знакомство с картинами художников
4. Дидактические игры по теме.
5.Изготовление
макета:
-Сталинградской битвы (1 группа);
-Курской битвы (2 группа)
6. Спортивные игры на прогулке.
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2. Видеопрезентация о взятии Берлина.
3.Знакомство
с
картинами
русских
художников по теме.
4. Изготовление знамени Победы под чтение
рассказа Я. Макаренко «Знамя Победы».
5.Конкурс Стихов о Победе.
6. Слушание военных песен на прогулке.
7. Торжественная линейка по подведению
итогов 1 недели прибывания в лагере.
Вручение знаков отличия.
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2.Презентация воспитанников о детяхгероях:
Лёня Голиков,
Марат Казей,

33

Лёня Голиков,
Марат Казей,
Валя Котик,
Зина Портнова.

Седьмой день

Восьмой день

Девятый день

Валя Котик,
Зина Портнова.
3.Упражнение в написании коротких стихов
по услышанному материалу о пионерахгероях (4 группы детей) их презентация.
4.Спортивно-ролевая игра «Зарничка»
5. Заполнение линейного календаря.
Маленькие
1.Утренняя линейка. Объявление программы
герои большой дня.
войны:
2. Презентация воспитанников о детяхНадя Богданова героях:
Володя
Надя Богданова
Дубинин
Володя Дубинин
Петя Клыпа
Петя Клыпа
Витя Коробков Витя Коробков
3. Спортивная игра «Наши рекорды-юбилею
победы» база стадион «Сатурн»
4. Чтение художественной литературы о
войне (выбор произведения на конкурс по
театрализации)
5. Рисование на тему «Салют, Победа!»
Маленькие
1.Утренняя линейка. Объявление программы
герои большой дня.
войны:
2. Презентация воспитанников о детяхЛара Михеенко героях:
Витя Хоменко
Лара Михеенко
Шура Кобер
Витя Хоменко
Боря Цариков
Шура Кобер
Боря Цариков.
3. Ручной труд по изготовлению пилоток из
бумаги.
4. Подготовка (изготовление атрибутов) и
проведение
конкурса
«Военно-полевой
театр»
5. Зарисовки портретов пионеров героев
Маленькие
1.Утренняя линейка. Объявление программы
герои большой дня.
войны:
2. Презентация воспитанников о детяхСаша Чекалин героях:
Валя Зенкина
Саша Чекалин
Юта
Валя Зенкина
Бондаровская,
Юта Бондаровская,
Аркадий
Аркадий Каманин,
Каманин,
Володя Казначеев.

34

Володя
Казначеев

Десятый день

Квест – игра
«Маленькие
герои большой
войны»
Посвящена
пионерам–
героям.

Одиннадцатый
день

Игра
путешествие
«О подвигах, о
доблестях,
о
славе»

Двенадцатый
день

«Мы достойные
потомки твои,
Россия»:
«Бой
правоведов»,
«На
огневом
рубеже»,
«Военными
дорогами»

Тринадцатый
день

Игровая
программа
«Квест
Победы»

3.Познавательная игра «Меморина»
4. Экскурсия в городской исторический
музей.
5.Подвижные игры наших бабушек и
дедушек
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2.Квест-игра «Маленькие герои большой
войны»
3. Ручной труд: Изготовление военной
техники
4. Выбор и разучивание военных песен
5.Экскурсия
в
детскую
библиотеку
6. Торжественная линейка по подведению
итогов 2 недели прибывания в лагере.
Вручение знаков отличия.
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2.Экскурсия в картинную галерею ДОУ на
выставку картин посвящённых ВОВ.
3. Игра - путешествие «О подвигах, о
доблестях, о славе»
4.Конкурс рисунка на асфальте «Символ
Победы»
5.Подвижные игры с мячом.
6.Подготовка к конкурсу танцев военной
тематики
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2. «Своя игра» по темам:
- о правах ребёнка;
- по правилам пожарной безопасности;
- по правилам дорожного движения.
3. Экскурсия к Монументу боевой славы (по
ходу движения с исполнение песен военных
лет).
4.Спортивные состязания на спорт площадке
ДОУ с вручение наград.
1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2. Игровая программа «Квест Победы»
3.Создание стенгазеты (коллажа) на темы:
- День Победы;
- Военная техника;

35

- Род войск
4. Подготовка к конкурсу танцев, песен и
поделок на военную тематику.
5.Экскурсия в Зимний сад ДОУ.
Четырнадцатый «Дорогами
день
Победы»

Пятнадцатый
день

1.Утренняя линейка. Объявление программы
дня.
2. Литературные чтения произведений о
Литературные
войне:
чтения
- «Сын полка» Валентина Катаева;
произведений о - «Васёк Трубачов и его товарищи» Г.
войне
Гайдара
3. Рисование по содержанию прочитанного.
4.Оценивание «Лучший день в лагере» на
линейном календаре «Дорогами Победы».
Подведение итогов
5. Спортивная эстафета на базе стадиона
«Сатурн»
Торжественное 1.Утренняя линейка. Объявление программы
закрытие лагеря дня. Торжественное закрытие лагеря
2. Фестиваль «Патриотический вернисаж»:
-конкурс военной песни;
- выставка рисунков на военную тематику;
- конкурс поделок «Военная техника»;
- конкурс танцев военной тематики.
3.Изготовление стенгазеты «Вместе мы
отряд»
4.Квест «Разведчики»
5.Торжественная
линейка
посвящённая
закрытию лагеря:
-вручение значков отличия;
- памятные подарки и дипломы.
Режим работы

Время
8.00-8.15
8.15-8.30
8.30-9.00
9.00-10.30
10.30-12.00

Содержание
Сбор детей, зарядка
Утренняя линейка
Завтрак
Работа по плану отрядов общественно полезный труд
Мероприятия

36

12.00-13.00
13.00-14.00
14.00

Обед
Подведение итогов дня, подготовка к мероприятиям.
Уход домой

Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение детского летнего лагеря включает в себя различные
должности, такие как:
Начальник лагеря. Руководит деятельностью лагеря, несёт ответственность
за жизнь и здоровье детей, вверенное ему имущество и средства,
организацию питания, ведёт документацию.
 Воспитатель Осуществляет воспитательную деятельность по плану лагеря,
проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил
безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
 Вожатый Организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде,
являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел.
При отборе кадров для работы в детском лагере учитываются такие критерии, как
опыт работы в детском лагере, уровень психолого-педагогических знаний,
коммуникативные качества претендента, творческие способности,
стрессоустойчивость.


Кадровые ресурсы
№
п/п

Ф.И.О. педагога

Образование, наличие
квалификационной
категории

1

Начальник лагеря

Высшее педагогическое
Заведующий
образование,
УрГПУ. МБДОУ № 32 «Аленький
СЗД
цветочек».

2

Вожатый

Среднее специальное
квалификационной
категории нет

3

Воспитатель

Профессиональные
достижения

Хороший
организатор, творческий
работник

Высшее,
курсовая Хороший организатор,
переподготовка
.
1 активный педагог.
квалификационная
категория

37

Информационно – методическое обеспечение
Информационные ресурсы:
- обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов;
- информационные плакаты;
- дизайн программы с логотипом смены (жетоны, дипломы).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальные источники сценариев патриотических мероприятий
Для доступа к большинству материалов потребуется регистрация на
соответствующих порталах. При использовании сценариев рекомендуется:
-Проверять актуальность материалов
-Учитывать возрастные особенности детей
-Адаптировать сценарии под конкретные условия
-Добавлять современные интерактивные элементы
-Соблюдать требования безопасности
Все эти ресурсы предоставляют возможность скачать или распечатать
необходимые материалы для организации патриотических мероприятий в летнем
лагере.
1. Официальный портал «урок. РФ» - содержит актуальные сценарии
мероприятий, включая «Я гражданин России», с подробными описаниями и
методическими рекомендациями.
2. Портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»
(ФЦИОР) - предлагает коллекцию готовых сценариев с возможностью скачивания.
3. Сайт «Первое сентября» - раздел “Сценарии мероприятий” содержит
множество патриотических программ для летнего лагеря.

38

4. Электронная библиотека “Литрес” - раздел методической литературы с
подборкой сценариев патриотических мероприятий.
5. Портал “Инфоурок” - база сценариев с возможностью поиска по ключевым
словам и тематике.
6. Сайт “Всероссийский форум классных руководителей” - раздел с
методическими материалами и сценариями.
7. Электронная библиотека “Znanium” - содержит современные методические
разработки по патриотическому воспитанию.
8. Портал “Педагогическое сообщество 21 века” - регулярно публикует новые
сценарии патриотических мероприятий.
9. Сайт “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов” - раздел
“Внеурочная деятельность”.
10. Портал “Национальная электронная библиотека” - доступ к методическим
пособиям и сценариям.
Сценарии мероприятий
1. Познавательная игровая программа «Мы помним!»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/03/29/poznavatelnayaigrovaya-programma-my-pomnim-my
2. Спортивные соревнования «Победные старты»,
https://педпроект.рф/edu-04-2023-pb-120132/
3. Игровая программа для 3-4 классов ко Дню Победы "Квест победы"
https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/raznoe/7167-kvest-pobedy.html
4. Военная конкурсно-игровая программа «Мы помним – мы гордимся»
https://mcbtacina.rnd.muzkult.ru/media/2019/06/24/1260432228/Den_Pamyati._Konkurs
no_-_igrovaya_programma.pdf
5. Сценарий квест-игры ко Дню Победы «Маленькие герои большой войны».
Посвящена пионерам –героям.
https://урок.рф/library/stcenarij_kvest_igri_ko_dnyu_pobedi_malenkie_ge_194316.html
6. Сценарий квеста «Помним, гордимся» ( для старшеклассников)
https://uiedu.ru/wp-content/uploads/scenarii_Nekrasova.pdf

39

7. Игровая программа «Победа» https://videouroki.net/razrabotki/ighrovaiaproghramma-pobieda.html
8. Мероприятие ко Дню памяти и скорби в летнем лагере. Литературномузыкальная композиция https://kladraz.ru/scenari/dlja-letnego-otdyha/meroprijatieko-dnyu-pamjati-i-skorbi-v-letnem-lagere.html
9. Сценарии военно-патриотических мероприятий:
https://infourok.ru/scenarij-vystupleniya-voennyh-let-zvuchat-motivy-i-bude-pamyat-ovojne-4269429.html
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/12/07/pesni-v-voennykhshinelyakh
10. Литературно музыкальные композиции
https://multiurok.ru/files/davno-zakonchilas-voina-litieraturno-muzykal-naia.html
11. Методическая разработка «Песни, победившие войну
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/47007

Виды мероприятий
«На страже Родины»
Тип: КТД.
Форма: презентация отрядов.
Краткое описание: Мальчиш-Кибальчиш приглашает всех, чтобы устроить парад
защитников отечества. Каждый отряд готовит свою визитную карточку в форме
театрализованного представления.
«О подвигах, о доблестях, о славе»
Тип: интеллектуальная игра.
Форма: конкурс.
Краткое описание: В игре принимают участие команды, выбранные в отрядах,
желающие показать свои знания об истории Урала, города, связанные с ВОВ.
«Патриотический вернисаж»

40

Тип: КТД.
Форма: конкурс.
Краткое описание: в течение дня изготавливают поделки, связанные с ВОВ
(модели военной техники, элементы панорамы баталий, защитные укрепления и
т.д.). По окончании оформляется выставка и на основе рейтинговой оценки ребят
объявляются победители конкурса.
«Зарничка»
Тип: спортивно-ролевая игра.
Форма: соревнования.
Краткое описание:
соответствии с

команды

ребят

выполняют

определенные

задания,

в

выбранными ролями (поиск мин, передача пакета, расшифровка донесения,
оказание
ПМП и т.д.). Победителем считается команда, прошедшая дистанцию быстрее всех
и набравшая минимальное количество штрафных баллов (промах на стрельбище и
т.д.).
«Слава солдатская. Сила богатырская»
Тип: КТД.
Форма: конкурс.
Краткое описание: в отрядах проводятся литературные чтения, конкурс стихов и
конкурс рисунков, лучшие из которых используются для оформления выставки.
«Музыкальный бой»
Тип: интеллектуальная игра.
Форма: соревнование.
Краткое описание: участникам предстоит представить инсценировку песни,
угадать
музыкальное произведение, ответить на вопросы, связанные с музыкой военных
лет.

41

«Наши рекорды – юбилею Победы»
Тип: спортивная игра.
Форма: соревнования.
Краткое описание: игра проходит на спортивной площадке в виде спартакиады,
команды участвуют
определяются

в

различных

спортивных

конкурсах.

В

результате

рекордсмены по возрастным группам. Они награждаются памятными медалями
Мальчиша-Кибальчиша.
«Так держать»
Тип: познавательная игра.
Форма: КВН.
Краткое описание: командам предлагаются задания, которые они должны
выполнить с
фантазией, находчивостью, проявив присущий солдатам юмор, смекалку, умение
действовать в различных жизненных ситуациях.
«День памяти»
Тип: КТД.
Форма: линейка.
Краткое описание: проводится торжественная линейка.
«Военно-полевой театр»
Тип: КТД.
Форма: конкурс.
Краткое описание: команда из каждого отряда участвует в инсценировке стихов,
отрывков из произведений о ВОВ. Лучшие постановки выбираются для концерта к
закрытию лагерной смены.
«Меморина»

42

Тип: познавательная игра.
Форма: игра-путешествие.
Краткое описание: Меморина – игра на развитие памяти. В ходе путешествия по
станциям ребята выполняют задания с картинками-невидимками; парными
карточками
по военной тематике. В финале они попадают на выставку, где представлены
детские
проекты «Награда в моем доме»; «Живая память».
«Тропа разведчика»
Тип: спортивная игра.
Форма: туристический слет.
Краткое описание: игра проходит на стадионе. Команды выполняют предлагаемые
задания, преодолевают препятствия. В результате определяется команда бойцов,
оказавшаяся наиболее организованной, ловкой, быстрой, внимательной.
«Бой правоведов»
Тип: интеллектуальная игра
Форма: конкурсное соревнование
Краткое описание:
В игре принимают участие команды, желающие показать свои знания о правах
ребенка. По итогам определяется команда – победительница.
«На огневом рубеже»
Тип: спортивная игра
Форма: состязание по правилам пожарной безопасности
Краткое описание:
Игра проходит на стадионе. Ребятам предлагают «потушить огонь», возникший в

43

результате неправильного обращения с электроприборами, вызвать наряд
пожарной
охраны и т.д. В игре побеждает не только самая спортивная команда, но и
умеющая
правильно действовать во время пожара.
«Военными дорогами»
Тип: игра - соревнование
Форма: конкурс на знание и выполнение правил дорожного движения
Краткое описание: команда из каждого отряда путешествует по станциям:
автогородок, фигурное вождение, знатоки ПДД, скорая медицинская помощь,
эрудит и т. д. По количеству набранных очков определяется команда –
победительница.
«Салют, Победа!»
Тип: познавательная игра.
Форма: праздник.
Краткое описание: каждый отряд оформляет на площади свое место и организует
на выбор «Солдатские потешки». Праздник завершается концертом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВХОДНАЯ АНКЕТА «Будем знакомы»
Дорогой друг!
Ты прибыл в лагерь дневного пребывания детей «Путешествие в страну безопасности».
Приветствуем тебя!
Мы хотим познакомиться с тобой, узнать больше о тебе. Для того чтобы сделать жизнь в
нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы анкеты.
Будь искренним и откровенным.
Давай, вместе превратим мечту в реальность!
1.
Фамилия, имя.
2.
Сколько тебе лет.
3.
Класс, который ты закончил.
4.
Какой раз ты пребываешь в нашем лагере?
5.
Ты пришёл сюда по своему желанию или по желанию родителей?
6.
Твои ожидания от лагеря?

44

7.
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для
всех?
8.
В каких делах ты хочешь участвовать?
9.
Какие кружки, мастер-классы хочешь посещать?
10. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
11. Чему ты мог бы научить других?
12. Какое твоё любимое российское кино или мультфильм?
13. Близка ли тебе тема лагеря?
14.
Что хочешь увидеть в лагере?
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ИТОГОВАЯ АНКЕТА «Твои впечатления»
1.
Что ты ожидал (а) от лагеря?
2.
Что тебе особенно понравилось в лагере?
3.
Самое важное событие в лагере?
4.
Что тебе не понравилось?
5.
В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий?
6.
Ты посетишь лагерь на будущий год? Если нет, то почему?
7.
Посоветуешь или нет другим ребятам, посетить лагерь на будущий год?
8.
Что из того, чему ты научился в лагере, ты сможешь использовать в своей
повседневной жизни уже сейчас?
9.
Нравится ли тебе, как кормили и готовили в лагере? Поставь оценку повару (от
«пятёрки» до «двойки»).
10.Какую оценку ты бы поставил за организацию досуга в лагере?
11.Какие кружки, мастер-классы ты посещал с интересом?
12.Появились ли у тебя друзья среди ребят не из твоего класса, среди взрослых?
14.Чему ты научился в лагере?
15.Что нового узнал?
16.В каких мероприятиях ты принимал активное участие?
17.Твои предложения и пожелания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

-

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».